Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным, самостоятельным и смог реализовать себя в жизни. Но для того, чтобы обеспечить ребенку такое будущее, нужен определенный фундамент: все необходимое для этого формируется в дошкольном возрасте. Оказывается, если образование ребенка строится вокруг развития универсальных способностей, то многое становится возможным!
Способности
В дошкольной психологии развитие трактуется как приобретение способностей которые становятся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Есть способности предметные (музыкальные или математические), а есть - универсальные. Такие, которые необходимы и могут проявляться в любой сфере
1. Познавательные способности
Проявляются в умении и готовности решать проблемные ситуации, аргументировать свои суждения, обнаруживать и устанавливать связи там, где это неочевидно.
- Мышление. То, что необходимо для решения проблемных ситуаций. Если мышление развивали, проблемные ситуации в школе и в дальнейшей жизни для ребенка не станут проблемой. Важно специально создавать для ребенка ситуации, в которых нужно преодолеть трудности, решая возникшую задачу. А еще важно обсуждать это решение и позволить увидеть разные способы.
- Воображение. Это способность создавать необычные идеи для решения задач. Развитое воображение позволяет приспосабливать окружающие условия под реализацию своих целей, изобретать. Одним словом, мыслить креативно. В школе именно развитое в детстве воображение помогает решать задачи в уме.
- Речь. Необходима как для общения, так и для решения проблемных задач. Важно побуждать детей высказываться, задавать вопросы и отвечать на них.
2. Регуляторные способности
Если рассматривать в целом, то такие способности можно охарактеризовать, как важное, известное всем соотнесение понятий «надо и могу». К нему относится регуляция личности и поведения, умение слушать других, следовать распоряжениям, правилам и т.д. Это одни из самых сложных в планах развития способности. Можно отдельно выделить самостоятельность, планирование и оценку результата.
- Самостоятельность. Это качество — важный фактор развития человека. Бытует мнение, что по мере того, как взрослеет ребенок, многие вещи он автоматически будет делать сам. Но это иллюзия, поэтому развивать этот навык рекомендуется с раннего детства.
- Планирование. В любой сфере успешный результат зависит от умения строить последовательность действий. Это очень полезное качество, которое во взрослой жизни может стать привычным. Известно, что люди, умеющие зарабатывать большие деньги, склонны планировать не только дела, но и свою жизнь. Таким образом, появляется естественное желание сформировать цель и двигаться к ее достижению.
- Оценка результата. Способность адекватно воспринимать мнение о собственных действиях и их итогах, которая формирует правильную самооценку.
3. Коммуникативные способности
Умение общаться, заложенное в детстве, формирует способность ребенка грамотно выстраивать взаимодействие с окружающими в будущем. Для правильной социальной реализации важно пробудить в маленькой личности стимул, знание и мастерство.
- Умение договариваться. Подобный навык проявляется в социуме в виде симпатии, сочувствия в сторону другого человека, а также способностью сглаживать конфликты.
4. Инициативность
Чтобы во взрослой жизни уметь предвидеть проблемы и находить способы их решения, очень важно в дошкольном возрасте создавать условия для развития инициативности. Сформированная инициативность помогает взрослому человеку заранее предвидеть проблему и видеть путь ее решения, доводить замысел до результата и предъявлять его другим.
Развить в ребенке инициативность можно, если давать детям возможность действовать по собственному замыслу, поддерживать авторство их идей, позволять участвовать в выборе и планировании темы, создавать условия для свободной игры.
Каким образом взрослые могут помочь ребенку и создать пространство для игры?
Для начала нужно позаботиться об организационных моментах, таких как наличие времени, безопасного пространства и игровых материалов. Для ребенка, игра — это деятельность, которая помогает ему быть внутренне благополучным и выражать эмоции. Привычные занятия способны правильно выстраивать последовательность действий, а взрослым нужно поддерживать и поощрять свободную игру ребенка, изучая при этом его предрасположенности.
Как протестировать навыки?
Персонально поработать с навыками ребенка позволяет программа «ПРОДЕТЕЙ».
В ней нет балльной оценки, все данные заносятся в специальную карту и передаются в личный кабинет родителей.
Проявление навыков ребенка можно прочитать по специальной схеме, которая называется Карта развития. В России такой инструмент применяют в сети инновационных образовательных учреждений Rybakov Playschool. Принцип работы со схемой состоит в том, что по мере проявления детских способностей, карта заполняется цветом и наглядно видно, какие из них выражены больше всего.
Как устроен педагогический процесс?
Взаимодействие педагогов и детей фиксируется на видео, которое внимательно просматривают прошедшие специальную подготовку специалисты, имеющие психолого-педагогическое образование.
Эксперты работают со специальной шкалой, разработанной методической командой Rybakov PlaySchoo на основе исследований Лаборатории развития ребенка МГПУ, в которой отмечают проявление детских способностей. Полученные данные вносятся в Карту развития ребенка.
Такой подход помогает педагогам сформировать условия, наиболее подходящие для раскрытия и развития способностей, а родителям – понять, какие именно способности у ребенка развиваются естественно, а какие требуют особого внимания.
Чтобы обеспечить ребенку стабильность и успех в будущем, начните его развитие уже сейчас.
Листайте ниже, чтобы ознакомиться с картой развития и оставить заявку на обучение в детских садах, школах и развивающих центрах Rybakov Playschool.