До 1917 года латышский город Лиепая носил немецкое название Либава. В начале XX века этнические немцы уже не были большинством, но всё ещё составляли 11% населения Лиепаи (данные переписи 1911 года). Однако когда армия Гитлера в 1941 году попыталась «с наскока» захватить «исконно немецкий город», она столкнулась с жёстким сопротивлением.
Наступление немцев на Лиепаю
Расстояние от Лиепаи до немецкого Мемеля составляло около 80 километров, поэтому неудивительно, что балтийский порт стал одной из первых целей блицкрига на Восточном фронте. 22 июня 1941 года к Лиепае выступила 291-я пехотная дивизия, которой командовал генерал-майор Курт Херцог. В её составе было 3 пехотных полка, два батальона морских пехотинцев, а также 9 бомбардировщиков Ju 88, артиллерия и бронепоезд. Общая численность войск, атаковавших город, составляла 20 тысяч человек.
Организация обороны
В 1940 году, после аннексии Латвии Советским Союзом, в Лиепае была образована Либавская военно-морская база Балтфлота. За её оборону отвечал начальник штаба Михаил Клевенский. На июнь 1941 года личный состав базы насчитывал 4 тысячи бойцов. Моряки располагали катерами, тремя батареями орудий и двумя зенитно-артиллерийскими дивизионами. Также к ВМФ относился 32-й отдельный местный батальон, а авиация базы была представлена сразу тремя подразделениями.
Эсминец «Ленин», находившийся в ремонте на верфях Лиепаи, защитники города уничтожили, чтобы он не достался врагу.
За пределами военно-морской базы была дислоцирована 67-я стрелковая дивизия численностью 5300 человек (командир – генерал-майор Николай Дедаев). Организаторы обороны могли также рассчитывать на истребители 148-го авиационного полка.
В целом количество оборонявшихся было в 2 раза меньше, чем число приближающихся частей Вермахта.
В первые дни защитники Лиепаи успешно контратаковали фашистов. Например, 24 июня они уничтожили бронепоезд, а советские пехотинцы даже вошли в ранее занятый немцами город Гробиня, в 11 километрах к востоку от Лиепаи.
По плану операции «Барбаросса» гитлеровцы должны были взять Лиепаю ещё 25 июня, но на эту дату они всё ещё находились в окрестностях.
В задачу советских войск не входило удерживать Лиепаю любой ценой – важнее было организованно вывести боеспособные части, попавшие в окружение. 26 июня две колонны оборонявшихся прорвались на север и восток. Впоследствии эти моряки и пехотинцы помогли при обороне Риги.
Уличные бои
Сражения на улицах Лиепаи между немцами и оставшимися советскими силами начались 28 июня. Рабочие и комсомольцы обороняли парк Райнис, старый город и предместья, а моряки – военную гавань. Национальный состав отрядов был представлен латышами и евреями. Артиллерийские снаряды падали градом, превращая дома в груды щебня.
Утром 29 июня защитники города подорвали фашистский бронетранспортёр с репродуктором, посредством которого оккупанты планировали убедить противников сдаться без «грандиозных мучений». Однако уже к вечеру Лиепая была захвачена полностью.
Фашисты, раздосадованные затянувшимся сопротивлением, жестоко расправлялись с местными жителями. Уже в первые дни оккупации от рук немцев и латышских коллаборационистов погибло много евреев.
Потери сторон
При взятии Лиепаи гитлеровцы потеряли 5 тысяч человек ранеными и убитыми – это в несколько раз больше, чем при штурме Брестской крепости, когда атакующие потеряли 1142 человека.
Потери русских в Лиепае составили всего 706 человек.
"В Лиепае солдат Красной армии впервые показал, на что он способен, когда опирается на подготовленные позиции, действует под командованием хладнокровных и энергичных командиров", — писал впоследствии бывший нацистский пропагандист Пауль Карель.
Причиной того, что Вермахту потребовалось целых семь дней на взятие Лиепаи, стало не только мужество защитников, но и просчёты германского командования. Немецкие морские пехотинцы не были достаточно обеспечены тяжёлым вооружением и использовали трофейное советское оружие. Сказался также недостаток поддержки наступления с воздуха.