По прошествии двух месяцев кризиса Россия оказывается все в более плотной транспортной блокаде. Западные поставщики и логисты разрывают контракты с российскими компаниями, российским самолетам запрещают заходить в воздушном пространство ЕС. Грузовые автомобили не могут пересекать границы Евросоюза, а суда под российским флагом не пускают в международные морские порты. На этом фоне стоимость доставки товаров из-за рубежа в РФ резко выросла.
Как все это отразится на российских потребителях? И что будет дальше?
Импорт в закрытых коридорах
Россия во многих ключевых отраслях экономики крайне зависима от зарубежных поставок. Доля импорта машин и оборудования, по данным Росстата, в 2021 году составляла 48,4%, продуктов питания — 11,4%, продукции химической промышленности — 18,6%. Но с конца февраля логистические коридоры, по которым иностранные товары, сырье и комплектующие доставлялись в Россию, начали закрываться один за другим.
28 февраля один из крупнейших торговых партнеров России — Европейский союз — запретил российским самолетам садиться, взлетать или пролетать над территорией ЕС. С марта мировые логистические гиганты один за другим начали прекращать отправки грузов морским, воздушным и железнодорожным транспортом в Россию и из нее. В соответствии с пятым пакетом санкций ЕС, судам под российским флагом запрещен заход в европейские порты, а автотранспорт с российскими и белорусскими номерами не может пересекать границы Евросоюза.
Ни по морю, ни по суше, ни по воздуху
В итоге входящие товарные потоки в России резко сократились. И произошло это в основном не по причине торговых санкций, то есть запрета на поставки определенных категорий продукции и сырья. Намного сильнее, чем страновые ограничения, по российскому рынку ударил добровольный отказ западных компаний поставлять товары в РФ, полагают опрошенные The Bell эксперты.
Грузы в Россию отказалась доставлять «большая тройка» международных логистов DHL, UPS и FedEx, а морской контейнерный перевозчик Maersk, который занимал около 30% рынка, объявил не только об остановке доставки, но и о продаже активов в России.
Но самая масштабная категория проблем — логистические сбои из-за разрыва налаженных цепочек поставок. Закрытое небо в ЕС и в значительной мере ограниченные морские перевозки нанесли удар по бизнесу многих компаний в России, которые активно использовали импортные компоненты в производственной деятельности.
В этих условиях автоперевозки стали главным способом прямых поставок товаров в Россию. Но санкции перекроили и этот рынок, пишет «Коммерсант». На внутренних направлениях из-за блокировки международного автосообщения прибавилось транспорта и водителей, а цены снизились. Серьезно упал, в частности, грузопоток в сообщении с обеими столицами, особенно пострадал Санкт-Петербург, лишившийся морских грузов.
Цены на доставку грузов из Европы в марте сначала тоже заметно сократились. Однако после введения пятого пакета санкций ЕС, запретивших доступ в Европу российским и белорусским грузовикам, стоимость перевозок резко взлетела и теперь ограничивается лишь аппетитами перевозчика.
Цены выше, товаров меньше
Главное последствие сломанной логистики, которое уже ощущают российские потребители, — удорожание товаров повседневного спроса, говорят эксперты. Происходит это из-за закрытия большей части транспортных коридоров, удлинения цепочек поставок и подорожавших логистических тарифов. Доставка в страну товаров за последние полтора месяца выросла в долларах в 2,5-3 раза. В рублях рост может быть еще выше, в зависимости от текущего курса валют.
Оценить влияние подорожавшей логистики на финальную стоимость продукции сложно, рассуждают аналитики. Доля логистики в цене в среднем составляет около 10% от розничной стоимости товара. Если доставка подорожала в 2-3 раза, рост цен для потребителя может достигать 20-30%.
Ассортимент ввозимых товаров из-за логистических трудностей тоже серьезно сократится, считают эксперты. «Выживет» всего 30-50% многообразия продуктов, которые Россия получала до кризиса. И это позитивный сценарий: если Польша закроет сухопутную границу не только для грузовых автомобилей, а вообще для всех грузов, к ней наверняка присоединятся Чехия и страны Прибалтики. Это уничтожит последние лазейки для экспорта через эти страны и полностью отрежет Россию от Европы.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал