В кинематографе Советского Союза был целый набор запретных тем, про которые снимать было нельзя. Ну, или можно, но очень вскользь. Одной из таких тем была тюрьма. Парадокс – в стране, где сидел, если не каждый второй, но у каждого второго были хотя бы отсидевшие знакомые или родственники, говорить о таком явлении, как лишение свободы по решению суда, было непринято. Языком кино - в том числе.
Нет, бывшие зэки на экранах всё же изредка попадались («Калина красная»), да и тюрьмы нет-нет становились местом действия некоторых сюжетных линий («Джентльмены удачи»). Но это были редчайшие исключения. В целом же, тюрьма, каторга, острог на советских экранах присутствовали в качестве «пережитка прошлого», как элемент дореволюционной жизни.
И только в самый последний период СССР, когда система начала шататься и ослабила цензурную хватку, стали появляться фильмы про тюрьму и её сидельцев. Один за другими вышли «Лошади в океане», «Затерянный в Сибири», «Комедия строгого режима». Но если большинство из них теперь забыты, то как минимум один советский «тюремный» фильм помнят до сих пор и пересматривают даже представители младших поколений, кто в СССР пожить не успел. Это «Беспредел» 1989-го года.
Режиссёр Игорь Гостев (известный прежде всего «фронтовой» трилогией – «Фронт без флангов», «Фронт в тылу врага», «Фронт за линией фронта») в своей криминальной драме показал изнанку советской тюрьмы, а главное – бедолаг и злыдней, которые в ней томятся. Фильм насыщен запоминающимися персонажами и даже не совсем понятно, кто в нём – главный герой. Может, это «Калган» (актёр Андрей Ташков) – залетевший за драку и пытающийся сохранить свободу даже за решёткой (а за это приходится платить большую цену)? Или это весельчак «Абрашка» (Александр Мохов), который старается оставаться человеком, да мешает трусоватость? Или это севший по прихотям советских законов «Филателист» (Антон Андросов), совсем юный пацан, который болезненно реагирует на несправедливость тюремного строя?
Несправедливость системы, надеется «Филателист», можно исправить. Он предсказывает тюремную революцию и даже способствует её приходу. Но перемены в местах не столь отдалённых не нужны ни ворам, ни тюремному начальству. А раз так, интеллигентный первоходок оказывается в большой опасности.
«Беспредел» не только смотрят и пересматривают. Он разошёлся по Интернету фрагментами, фотками и мемасиками. Но, к сожалению, дело тут не в его художественных качествах (а фильм и правда совсем неплох). Разбивают его на отрывки и цитируют, в основном, в «учебных» целях. Он стал эдаким пособием для изучения воровских понятий и уголовной фени. Что такое «беспредел»? Как нужно заходить «в хату»? За что в неволе могут «опустить»? Косвенные ответы на эти вопросы в фильме Гостева действительно есть.
Но насколько достоверно передаёт «Беспредел» истинное положение дел в современной тюрьме? Некоторые детали подсказывают, что он далёк от аутентичности. В сцене драки, побитый уголовник вдруг заскакивает на подоконник, разбивает окно (!) и выпрыгивает на улицу. В другой сцене «петух» проходит через толпу заключённых, чуть ли не расталкивая представителей более уважаемых каст. В третьей (к тому же снятой в «клиповой» стилистике) заключённые оттягиваются под рок-песню на концерте самодеятельности (а, думается, в тюрьмах котируется совсем не такая музыка).
В общем, на месте молодняка, который готовит себя к отсидкам за уголовные и административные дела, я бы не стал относиться к «Беспределу», как к учебнику тюремной жизни. А вот пересматривать фильм – рекомендовал бы. Ведь он учит, что в тюрьмах совсем не сладко, и никакой уголовной романтики нет и в помине. Он показывает, что все воровские понятия работают только до тех пор, пока выгодны людям при власти (неважно, мундиры на них надеты или тюремные робы). Ну, и напоминает, насколько условны в нашей стране свобода и несвобода.