Найти тему
КиноРаритет

Уже 30 лет советский фильм служит для криминального молодняка учебником тюремной фени и блатных понятий

В кинематографе Советского Союза был целый набор запретных тем, про которые снимать было нельзя. Ну, или можно, но очень вскользь. Одной из таких тем была тюрьма. Парадокс – в стране, где сидел, если не каждый второй, но у каждого второго были хотя бы отсидевшие знакомые или родственники, говорить о таком явлении, как лишение свободы по решению суда, было непринято. Языком кино - в том числе.

Нет, бывшие зэки на экранах всё же изредка попадались («Калина красная»), да и тюрьмы нет-нет становились местом действия некоторых сюжетных линий («Джентльмены удачи»). Но это были редчайшие исключения. В целом же, тюрьма, каторга, острог на советских экранах присутствовали в качестве «пережитка прошлого», как элемент дореволюционной жизни.

В фильме «Беспредел» 30 летний Сергей Гармаш сыграл уголовника «Могола»
В фильме «Беспредел» 30 летний Сергей Гармаш сыграл уголовника «Могола»

И только в самый последний период СССР, когда система начала шататься и ослабила цензурную хватку, стали появляться фильмы про тюрьму и её сидельцев. Один за другими вышли «Лошади в океане», «Затерянный в Сибири», «Комедия строгого режима». Но если большинство из них теперь забыты, то как минимум один советский «тюремный» фильм помнят до сих пор и пересматривают даже представители младших поколений, кто в СССР пожить не успел. Это «Беспредел» 1989-го года.

Александр Кузнецов и Виктор Павлов в фильме «Беспредел»... Обоих актёров уже нет на свете, увы!
Александр Кузнецов и Виктор Павлов в фильме «Беспредел»... Обоих актёров уже нет на свете, увы!

Режиссёр Игорь Гостев (известный прежде всего «фронтовой» трилогией – «Фронт без флангов», «Фронт в тылу врага», «Фронт за линией фронта») в своей криминальной драме показал изнанку советской тюрьмы, а главное – бедолаг и злыдней, которые в ней томятся. Фильм насыщен запоминающимися персонажами и даже не совсем понятно, кто в нём – главный герой. Может, это «Калган» (актёр Андрей Ташков) – залетевший за драку и пытающийся сохранить свободу даже за решёткой (а за это приходится платить большую цену)? Или это весельчак «Абрашка» (Александр Мохов), который старается оставаться человеком, да мешает трусоватость? Или это севший по прихотям советских законов «Филателист» (Антон Андросов), совсем юный пацан, который болезненно реагирует на несправедливость тюремного строя?

Антон Андросов до «Беспредела» отметился запоминающейся главной ролью в фильме «Плюмбум, или Опасная игра»
Антон Андросов до «Беспредела» отметился запоминающейся главной ролью в фильме «Плюмбум, или Опасная игра»

Несправедливость системы, надеется «Филателист», можно исправить. Он предсказывает тюремную революцию и даже способствует её приходу. Но перемены в местах не столь отдалённых не нужны ни ворам, ни тюремному начальству. А раз так, интеллигентный первоходок оказывается в большой опасности.

Александр Мохов в роли «Абрашки» исполняет тюремный рок в фильме «Беспредел»
Александр Мохов в роли «Абрашки» исполняет тюремный рок в фильме «Беспредел»

«Беспредел» не только смотрят и пересматривают. Он разошёлся по Интернету фрагментами, фотками и мемасиками. Но, к сожалению, дело тут не в его художественных качествах (а фильм и правда совсем неплох). Разбивают его на отрывки и цитируют, в основном, в «учебных» целях. Он стал эдаким пособием для изучения воровских понятий и уголовной фени. Что такое «беспредел»? Как нужно заходить «в хату»? За что в неволе могут «опустить»? Косвенные ответы на эти вопросы в фильме Гостева действительно есть.

Лев Дуров органично играет и отрицательных, и положительных персонажей. В «Беспределе» эта его актёрская особенность очень пригодилась
Лев Дуров органично играет и отрицательных, и положительных персонажей. В «Беспределе» эта его актёрская особенность очень пригодилась

Но насколько достоверно передаёт «Беспредел» истинное положение дел в современной тюрьме? Некоторые детали подсказывают, что он далёк от аутентичности. В сцене драки, побитый уголовник вдруг заскакивает на подоконник, разбивает окно (!) и выпрыгивает на улицу. В другой сцене «петух» проходит через толпу заключённых, чуть ли не расталкивая представителей более уважаемых каст. В третьей (к тому же снятой в «клиповой» стилистике) заключённые оттягиваются под рок-песню на концерте самодеятельности (а, думается, в тюрьмах котируется совсем не такая музыка).

Михаил Жигалов всегда играл суровых, мужественных, сильных людей. Но в «Беспределе» у него далеко не однозначный персонаж
Михаил Жигалов всегда играл суровых, мужественных, сильных людей. Но в «Беспределе» у него далеко не однозначный персонаж

В общем, на месте молодняка, который готовит себя к отсидкам за уголовные и административные дела, я бы не стал относиться к «Беспределу», как к учебнику тюремной жизни. А вот пересматривать фильм – рекомендовал бы. Ведь он учит, что в тюрьмах совсем не сладко, и никакой уголовной романтики нет и в помине. Он показывает, что все воровские понятия работают только до тех пор, пока выгодны людям при власти (неважно, мундиры на них надеты или тюремные робы). Ну, и напоминает, насколько условны в нашей стране свобода и несвобода.

Наил Идрисов в роли «Пистона» стал незабываемым лицом фильма «Беспредел»
Наил Идрисов в роли «Пистона» стал незабываемым лицом фильма «Беспредел»