Найти тему

Как написать сочинение в ЕГЭ по русскому на максимум. Структура, примеры и советы

Сочинение по русскому языку на ЕГЭ — самое объёмное и самое «дорогое» задание. Из 58 первичных баллов за экзамен 25 можно заработать только на сочинении. Поэтому к нему надо готовиться. Подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ подразумевает то, что вы знаете структуру, критерии сочинения, а также практиковались его писать.

В этом статье мы расскажем, из чего состоит сочинение, какие у него критерии и как написать работу так, чтобы получить максимальный балл.

Что писать в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку идёт 3 часа 30 минут. Отдельного времени для сочинения нет, поэтому ученики распределяют свои силы и время самостоятельно.

Сочинение пишется на основе, который есть в КИМ’е (в бланке с заданиями). Другой текст или другую тему выбрать нельзя, в отличие от итогового сочинения, которое пишется в декабре для допуска к ЕГЭ.

Задача выпускника — внимательно прочитать текст, выделить проблему, показать, как к ней относится автор, и отразить собственную позицию. Для этого нужно следовать структуре.

-2

Структура сочинения на ЕГЭ

Структура нужна для того, чтобы не путаться в порядке аргументации и сократить время на написание. Если каждый раз «изобретать» структуру с нуля, это отнимет много времени, причём не добавит качества сочинению. К тому же, если сочинение написано по структуре, эксперты легче и быстрее оценят текст по всем критериям.

Советуем придерживаться такой структуры:

1. Формулировка проблемы.

2. Комментарий к проблеме, включающий два примера-иллюстрации. Пояснение к каждому примеру и анализ смысловой связи между ними.

3. Авторская позиция.

4. Ваше отношение к позиции автора: согласен/не согласен + аргументы.

5. Заключение: связано с первым абзацем, практически его дублирует.

Каждый пункт — один абзац (кроме комментария, на каждый пример — отдельный абзац). Со всеми этими пунктами сочинение должно быть не менее 150 слов.

Формулировка задания.
Формулировка задания.

1. Формулировка проблемы

В тексте, который у вас будет на экзамене, нужно найти проблему, над которой размышляет автор. Проблем может быть несколько, но надо выбрать одну и придерживаться её. Формулировать проблему легче в форме вопроса. Например:

— Важно ли сохранение русского языка? Вот над какой проблемой рассуждает автор.

— Способен ли простой человек на героические поступки? Именно эту проблему затрагивает автор в данном тексте.

Если в самом начале поставить вопрос, это сильно облегчит написание сочинения. Но формулировать проблему можно и иначе — например, вот так:

— В этом тексте автор затрагивает такую проблему, как влияние искусства на людей.

— Проблема человеческого сострадания беспокоит многих людей, и именно над ней предлагает порассуждать автор текста.

Выбирайте тот способ, который для вас легче. Главное, чтобы проблема была отражена в первом же предложении.

2. Комментарий

Комментарий — это два примера из текста, с помощью которых автор раскрывает проблему.

Постановка проблемы: Какими качествами обладает по-настоящему умный человек? В данном фрагменте автор рассматривает именно эту проблему.

Первый пример: В тексте речь идёт о том, что отличает Чацкого, героя комедии А. Грибоедова, от остальных героев пьесы, умного человека от того, кто таковым не является. Эта тема остаётся очень актуальной. Автор не соглашается с Пушкиным и Белинским, которые высказали претензию к комедии из-за «психологической несообразности конфликта». Он утверждает, что «Грибоедов попал в нерв» и убедительно доказывает свою точку зрения.

Второй пример: Д. Л. Быков говорит о том, что умом обладают именно такие люди, как Чацкий. Они несколько инфантильны, рассеянны и небрежны, обладают пылким нравом. «Молчалины блаженствуют на свете» благодаря холодности, расчётливости, тщеславию, заботе о карьере и имидже, но эти качества не присущи умному человеку, что и пытается донести до читателя автор.

В примерах-иллюстрациях используются цитаты из самого текста — как прямые, так и косвенные. Также допустимо пересказывать некоторые важные фрагменты своими словами. Главное — не злоупотреблять цитированием и пересказом, а подкреплять аргументы из текста своими рассуждениями.

Цитирование

Во втором примере ученик использовал рискованный приём — цитирование литературного произведения («Молчалины блаженствуют на свете» — цитата из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, о которой идёт речь в тексте). Использовать такой приём допустимо только тогда, когда вы уверены, что знаете цитату дословно и уверены в её уместности. Баллов за использование цитаты вам не прибавят, а вот неточное цитирование — фактическая ошибка.

А вот цитировать текст из КИМ’а — можно и нужно. Только цитируйте главные моменты, которые нужны для написания комментария. За переписывание больших фрагментов можно потерять баллы.

Важно: укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

3. Авторская позиция

В этом пункте нужно «вычленить» из текста авторскую позицию. Например:

Автор в данном тексте утверждает, что умный человек — это не тот, который стремится к карьерным высотам, кто прибегает к хитрым и подлым приёмам для достижения успеха. Умный человек — тот, который может сперва показаться глупцом, как Чацкий, «не вписывающийся» в мир фамусовского общества.

4. Согласие/несогласие с авторской позицией

Отталкиваясь от предыдущего пункта, напишите, согласны ли вы с позицией автора. Например:

Я абсолютно согласен с писателем. Настоящий ум — это не самолюбование и амбиции, а постоянный поиск истины, попытки донести свою точку зрения до других, искренность, отсутствие презрения к людям.

Также вы можете быть не согласны с автором. Независимо от того, согласны вы или нет, ваша позиция должна быть аргументирована.

5. Заключение

В заключении можно:

— ещё раз озвучить проблему;

— вкратце продублировать авторскую позицию и ваше отношение к ней.

Заключение подводит итог всему написанному. Как может выглядеть заключение:

— Таким образом, по-настоящему умный человек не пытается выставить себя в лучшем свете, ни перед кем не заискивает и говорит только то, что думает. Амбиции же, преклонение перед теми, кто богат и влиятелен, презрение к нижестоящим присущи людям «холодным и самодостаточным», но не умным.

— Подводя итог, хочется сказать, что подвиг — это не только героические поступки, которые люди совершают в сражениях. Подвиг — это помощь ближнему, изменение отношения к чему-либо. Подвиг — то, на что способен каждый.

Подведём итоги

Чтобы написать сочинение на максимальный балл, нужно хорошо проанализировать текст и понять, о чём говорит автор. Выбирайте одну проблему, даже если в тексте их несколько. Разделяйте пункты на абзацы и следуйте структуре, чтобы сэкономить время на экзамене и нигде не ошибиться.

Также не пишите того, в чём не уверены на сто процентов. Если не знаете, ставить запятую в каком-то случае или нет, переформулируйте предложение. Не знаете, как пишется слово — подберите синоним.

Следуя этим советам, вы напишете сочинение на ЕГЭ по русскому языку на максимальный балл. Работайте с разными текстами, учитесь выделять темы — это самый сложный этап сочинения. А дальше — придерживайтесь структуры и опирайтесь на текст, чтобы доказать точку зрения автора.