Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

В каком краю не стыдно быть золотарём?

Степи Забайкалья часто называют гиблыми - но тут важен сезон. Зимой здесь морозы в 30-40-градусов, бураны и злые ветра. Летом - штиль и удушливый зной. А вот июньская погода - в самый раз: степная трава в это время ещё не жухнет, а зелёные сопки кажутся плюшевыми.

Во многих местах, впрочем, этот плюш продран карьерами и отвалами - за 300 лет тут разрабатывалось более 400 рудников, после упадка заводов в 1850-е годы многократно возрождавшихся и вновь умиравших. Вот скажем Алгачинская обогатительная фабрика 1880-х годов, на которую гоняли обитателей одноимённой тюрьмы (1869-1915) близ Акатуя:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

А вот у дороги из Нерчинска в Калгу раскинулся по сопкам Ильдикан - одно из крупнейших забайкальских месторождений:

-3

Открытое в 1759 году, фактически оно представляло собой пару из полиметаллического и ртутного рудников, материалы из которых отправлялись на основанный в 1778 году Газимурский сереброплавильный завод за горами. Позже из ртути научились выделять золото, добыча которого и ведётся тут с 1990-х:

-4

Ведь из этих степей - и первое русское золото. Хотя найдено оно было не в Нерчинске, а далёкой Москве, где в 1714 году пробовальный мастер Купецкой палатки (вот ведь устаревшие, но совершенно понятные слова!) Иван Мокеев исследовать даурскую руду. Выплавить его удалось лишь в 1719-м, а вскоре Пётр I так символично отметил медалями из "злата домашнего" долгожданный Нинштадтский мир.

-5

В последующую сотню лет "золотистое серебро", отправлявшееся в Петербург, было одним из главных богатств Забайкалья. Но рудники скудели, а новые месторождения ценных металлов открывались поближе к столицам, и вот в 1832 году горный инженер Александр Кулибин (сын знаменитого изобретателя и поэт) нашёл для Нерчинского горного округа новый смысл, открыв в Даурии золотые россыпи.

Забайкалье охватила "золотая лихорадка"... но только какая-то странная - наводнённый тюремной стражей регион в прямой собственности императора не слишком манил старателей, зато в налаженной ещё в конце 18 века горным начальником Евгением Барботом де Марни геологоразведке начался настоящий бум.

В короткий срок было открыто несколько крупных (как Казаковское или Карийское) месторождений, ко многим из них тут же подтянулась каторга, и в том же 1853 году, когда встал Нерчинский сереброплавильный завод, Даурия дала России 172 пуда золота. Дальше добыча начала снижаться, но вновь её подстегнул в 1865 году допуск частных фирм и старателей, многие из которых стремительно озолотились, как например Михаил и Николай Бутины, дворец которых в Нерчинске и ныне зовут Забайкальским Версалем.

исторические фото из открытых источников
исторические фото из открытых источников

На кадре выше - общий вид прииска, карьер по добыче золотой руды и рудоподъёмная машина над шахтой. На кадре ниже - карьерная машина для дробления руды и три золотопромывальные машины, на которые вагонетками завозился золотоносный песок. Рудное и рассыпное золото - принципиально разное сырьё, а здесь хватало и того, и другого.

-7

Большинство кадров со старым приисками я переснял в Бутинском дворце, а стало быть и сняты они в основном на приисках Бутиных вдали от Нерзавода и Зерентуя - на реке Дарасун, впадающей в Нерчу.

Звучное название она дала сразу нескольким населённым пунктам, и в данном случае имеется в виду нынешний ПГТ Вершино-Дарасунский (5,1 тыс. жителей), статус получивший в 1932-м, а название в 1954-м. Первые прииски Бутиных разрабатывались там с 1865 года в пади Узур-Малахай, и их разрушение паводком в 1882 подкосило весь бизнес нерчинских братьев.

-8

На кадре выше - сам прииск Узур-Малахай, где была даже узкоколейка. На кадре ниже - стан (посёлок) Михайловского прииска там же:

-9

Дачи Бутиных могли бы стать достопримечательностью Вершино-Дарасуна, но как я понимаю, они не сохранились - во всём Тунгокоченском районе, где находится этот посёлок, в списках не значится НИ ОДНОГО памятника архитектуры.

-10

Наконец, в 1901 году в Лондоне было учреждено международное Нерчинское золотопромышленное общество, которое привело на свои прииски передвижные золотопромывальные машины, по-нынешнему говоря - драги:

-11

Добыча золота продолжилась здесь при Советах, ведётся она и теперь. Забайкальский край замыкает пятёрку крупнейших производителей русского золота, но его особенность - отсутствие месторождений-гигантов в сочетании с доступностью небольших россыпей. Разрытые и размытые язвы приисков - типичная деталь в здешнем пейзаже:

-12

А золотари (тут это слово совершенно буквальное!) - натурально, специализация забайкальцев: на вахты в приисковые артели тут ездят целыми деревнями. Как в пределах края, так и куда подальше - на Колыму или Бодайбо.

-13

Небольшие русские и китайские артели легально и полулегально работают по всему краю тут и там. Причём китайцы запросто приводят через границу своих рабочих, а к русским не может не проникать вездесущий забайкальский криминал. Активно работают, в основном на брошенных приисках, и хитники, они же "чёрные старатели", они же "вольные приносители".

Старательскую деятельность государство запретило ещё в 1954-м году, в 21 веке ещё и крайне ужесточило наказание, а теперь уже десяток лет идут разговоры о выводе этой деятельности из тени. В 2021 году в Бутинском дворце прошёл первый съезд золотопромышленников Забайкалья, который должен стать регулярным, и думается, такие съезды помогут навести порядок в отрасли.

-14

Пока договорились о самом простом - открыть Музей Золота в одном из реставрируемых корпусов дворца, ну а план-максимум у здешних золотопромышленников - строительство аффинажного завода, с появлением которого забайкальские руды впервые за три с лишним века начнут перерабатываться в пределах региона.