Казалось бы, христианство в Средневековье помножило на нуль старые-добрые варварские традиции воинских погребений - с мечами, шлемами, кольчугами и прочими девайсами (а еще иной раз с конями и даже супружницами-наложницами всякими).
И от эНтого грустного факта археологам и военным историкам доложно было изрядно поплохеть, о чем мы уже говорили более подробно в предыдущем опусе.
Однако оно же подарило исследователям оружия и военного дела широкий набор источников изобразительного характера - иконы, фрески, книжные миниатюры. К слову сказать, сама книжная культура, как и письменность вообЧе тоже к ряду народов пришли практически синхронно с христианством. Славяне в этом отношении не являются исключением.
И, казалось бы, ну чего там иконописцы могут наваять этакого историчного и достоверного? Ребята свято верили в то, что мужчина 33 лет отроду мученически помер, а затем воскрес - ну какое им доверие может быть в эпоху материализЬма, атеизЬма и рационалистического познания мира?
Однако давайте взглянем на сию живопись!
Ничего необычного, просто на иконе конца XIII - начала XIV века из Савво-Вишерского монастыря мученики Борис и Глеб держат в руках мечи с круглыми навершиями рукояти, а также прямым и чуть изогнутым кверху перекрестьями - ну просто вылитые мечи типа VI по А.Н. Кирпичникову.
Точность подобных изображений объясняется тем фактом, что их регулярно лицезрели люди, весьма и весьма причастные к героическому маханию "шашками", ударам пиками и прочим насильственным мероприятиям. Ну не поймут граждане, если святые Борис и Глеб будут вооружены чем-то вроде фэнтезийного оружия Конана-варвара, выдуманного девочкой-дизайнером)))
Правда следует понимать, что всяческие вундервафли, предметы защитной экипировки и детали одежды почти неминуемо будут современными иконописцу, а не изображаемым персонажам!
Уже упомянутые мечи типа VI имели хождение на Руси в XII-XIV веках, то есть были современны иконе, которую повторюсь, традиционно датируют рубежом XIII - XIV веков. Укокошенные в 1015 году мученики, как нетрудно догадаться, такими "попаданческими" предметами вооружения не обладали.
Но это мелочи, в конце концов, "классический" каролинг не столь уж сильно отличается от мечей монгольского периода Руси.
Полет творчества средневековых мастеров играет куда более яркими красками, когда речь идет о сюжетах, который запечатлеваются многократно! Самый хрестоматийный пример - поединок Давида и Голиафа, который изображался средневековыми творцами из века в век в соответствующем времени облачении. Для удобства - "пруфы" приводим в галерее с поясняющими подписями.
А что поделать - ну не было у средневековых граждан истории с археологией, неоткуда было узнать, как там выглядел каноничный филистимлянин в XI веке до н.э. Да и целью такой никто не задавался - ваяли современную себе матчасть, подарив нам весьма ценные сведения об элитной воинской экипировке (Голиаф ведь был рыцарем по мнению средневекового человека).
На этом на сегодня все, спасибо за внимание!
З.Ы. На Дзене настали смутные времена - материалы блогеров рекомендуются только подписчикам каналов. Аудиторию брать неоткуда, материалы уходят "в молоко". Поэтому, в целях поддержки качественного контента, предлагаю вашему вниманию подборку блогов моих товарищей - популяризаторов науки и просто талантливых авторов.
З.З.Ы. Также Вы можете поддержать работу канала рублем
#ИСТОРИЯ
#ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
#СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
#РЫЦАРИ
#ИКОНЫ