Правильный устный и письменный счет (и правильность выполнения заданий по математике в школе) зависит от того, насколько хорошо ребенок понимает состав числа. Усвоить, из чего состоят числа от единицы до десятки, малышу лучше в дошкольном возрасте. И учить его этому лучше в формате математической игры.
Cодержание:
Разбираемся в материале
Состав любого числа – это пара любых слагаемых, которые в сумме дают этот результат. Например, число 10 можно получить как 5 + 5, как 3 + 7, как 1 + 9 и т.д. Для лучшего понимания материала рекомендуется сделать отдельные карточки из пар слагаемых для одной и той же суммы:
- 9 + 0 = 9
- 8 + 1 = 9
- 7 + 2 = 9
- 6 + 3 = 9
- 5 + 4 = 9 и т.д.
Карточки с цифрами можно использовать не просто для рассматривания и запоминания. С ними можно придумать множество игр, составляя примеры из счетных палочек, шашек или других предметов. Например, для карточки 1 + 3 = 4 ребенок должен составить правильную сумму из фруктов, поместив в миску 1 яблоко и 3 банана. Также можно выкладывать в ряд предметы разных цветов: 1 красную палочку и 3 зеленых или наоборот. Еще один вариант – раскрашивать нарисованные на бумаге деревья, домики, другие предметы в нужные цвета: два синих, четыре желтых и т.д.
Упражнения на сложение
Для занятий понадобятся карточки со слагаемыми, без цифр-ответов:
- 1 + 2;
- 1 + 3;
- 1 + 4;
- 1 + 5
- и т.д., для всех чисел от 1 до 10.
Когда ребенок изучает состав определенного числа, например, 8, для закрепления материала ему выдаются карточки, где указан состав 8 и несколько других подобных: 1 + 6 = 7, 2 + 3 = 5 и т.д. Малыш должен выбрать из ряда карточек все примеры с составом нужного числа.
Также можно просто показывать ребенку произвольные карточки без ответов, чтобы он посчитал правильную сумму – сначала с помощью пальцев или других предметов, а затем устно. Отвечать можно устно, но также можно писать цифры-ответы на карточке.
Упражнения на вычитание
Сначала ребенку следует объяснить: если в сложении мы соединяем два числа и получаем сумму, то вычитание – это обратный процесс. При вычитании зная сумму и одно из слагаемых, мы находим второе из них. И если кроха назубок знает состав чисел от 1 до 10, неизвестное слагаемое ему долго высчитывать не придется – он его просто «припомнит».
К примеру, из каких слагаемых состоит 7, малыш уже выучил. Сначала нужно вспомнить все его вариации: пусть ребенок их перечислит. Теперь ставите семерку на первое место и вычитаете из нее одно из слагаемых. Второе получится в ответе. Аналогично пробуем другой пример: если 6 + 1 = 7, то сколько будет 7-6? Для занятий лучше приготовить несколько карточек на вычитание без ответов: 7–1, 7–2 и т.д.
Если вычитание у ребенка пока еще вызывает затруднения, приготовьте большие карточки, на которых приведите примеры состава чисел в следующем виде:
- 4 + 1 = 5
- 1 + 4 = 5
- 5 – 1 = ?
- 5 – 4 = ?
Это поможет малышу понять связь вычитания и сложения, что очень важно для решения уравнений в будущем. Если ребенок не усвоит этот материал, решать примеры с неизвестными в школе он будет с трудом.