Найти тему
Журнал МОСТ

Как музеи Парижа отмечают 60-летие со дня первой коллекции Yves Saint Laurent

Парижские музеи стали площадкой для выставки, посвященной 60-летию дебюта Ива Сен-Лорана. До мая 2022 года в шести институциях выставляются работы и эскизы знаменитого модельера. Каким видят его учреждения, как наряды стали частью контекста постоянных экспозиций и что вдохновляло кутюрье — читайте в нашем новом материале.

В 1962 году 26-летний Ив Сен-Лоран представил свою дебютную коллекцию, разрушившую былые представления о моде. Дизайнер отказался от женственных образов в пользу более андрогинных. Платья сменились смокингами, тренчами и брючными костюмами. Первое представленное изделие — пальто в горошек в комбинации с белыми брюками — подчеркнуло элегантный дух коллекции. Ее назвали лучшей со времен Chanel.

Ровно 60 лет спустя шесть институций Парижа объединились, чтобы отдать дань уважения творчеству кутюрье на выставке Yves Saint Laurent Aux Musées. Работы стали частью постоянных коллекций музеев, позволив каждой институции сохранить свою идентичность.

«Один из источников вдохновения Сен-Лорана — искусство, поэтому мы попытались показать, как перекликаются его работы и экспонаты музея. Мы не хотели размещать созданную им одежду отдельно, мы хотели, чтобы она находилась среди постоянных коллекций, образуя таким образом нечто вроде культурного архипелага. Благодаря этому посетители смогут не только отдать дань уважения Иву Сен-Лорану, но и заново открыть для себя эти коллекции», — отмечает куратор выставки Муна Мекуар.

Золото Лувра

Выставка работ кутюрье в Louvre подчеркнула его любовь к золоту. Изначально организаторы встали перед выбором — органично вписать произведения модельера в мир испанских художников Франсиско Гойи и Диего Веласкеса или окунуться в эпоху Ренессанса.

В результате четыре жакета дизайнера расположились в Галерее Аполлона, в которой с 1887 года экспонируются драгоценности французской короны. Жакет Homage à Ma Maison лета 1990 года сделан из органзы. Его поверхность расшита золотой нитью, ткань украшает горный хрусталь. Предмет одежды выставляется неподалеку от коллекции ваз короля Людовика XIV, выполненных из аналогичного материала. Украшенная стразами стеклянная подвеска, выполненная в форме сердца, тоже вошла в коллекцию. Ее кутюрье вручил любимой модели Виктории Дутрело до того, как та ступила на подиум. С того момента это стало традицией и счастливым талисманом.

-2

Современность Центра Помпиду

Выставка в Centre Pompidou рассматривает творчество Ива Сен-Лорана с перспективы его современников. Экспозиция заняла два последних этажа музея. Она взаимодействует с произведениями, выполненными в стилях поп-арт, кубизм, абстракционизм. Работы модельера, подобно полотнам, висят на стенах, или возвышаются словно статуи.

«Эффект подчеркивает отсутствие аксессуаров. Одежда демонстрируется такой, какая она есть — без обуви, шляп и накидок», — сказала Мекуар.

Мотивы творчества художницы Сони Делоне отразились в платье из коллекции Пикассо 1979 года. Оно выставлено в ее зале. Зеленое пальто из коллекции Scandale 1971 года расположилось рядом с картиной в стиле поп-арт «Сделано в Японии» Мартиала Райса. Пошитое из шерстяного джерси платье-коктейль 1965 года, в котором использованы напоминающие сетку абстракции Пита Мондриана, представлено в паре с картиной 1937 года «Композиция в красном, синем и белом II».

Именно в Центре Помпиду кутюрье попрощался с миром моды в 2002 году. Шоу посетили более 2000 человек.

Влияние Музея Пикассо

На протяжении всего творческого пути Ив Сен-Лоран вдохновлялся работами Пабло Пикассо. Дизайнер коллекционировал картины художника и развешивал их в своем доме. «Пикассианские» периоды считаются наиболее узнаваемыми эпизодами его творчества.

В ответ Musée National Picasso–Paris презентовал темно-синий пиджак — точную копию изображенного на картине «Портрет Нюша Элюара» (1937) предмета одежды. Узор на черном платье напоминает полотно «Бюст женщины в шляпе» 1939 года.

Оба произведения принадлежат коллекции Homage to Picasso and Diaghilev, представленной в 1979 году. Ее презентация прошла за три месяца перед тем, как наследники Пабло передали произведения государству в качестве налога на наследство, что привело к созданию музея.

Поэтичность Музея Орсе

В Musée d’Orsay точкой соприкосновения стала литература. Влияние Марселя Пруста отразилось в одном из фирменных символах кутюрье – Le Smoking. Он относится к некогда радикальной концепции masculin-féminin, сейчас известной как гендерная изменчивость.

У входа в экспозицию импрессионистов выставлены пять смокингов. Самый первый датируется 1966 годом, ранее он принадлежал самому Иву Сен-Лорану. Платья в стиле бель-эпок создавались для бала в честь столетия со дня рождения Пруста 1971 года. Одно из них надевала Джейн Биркин — дизайнер сшил наряд из креповой ткани цвета слоновой кости и украсил гипюром. В другом атласном платье с черной отделкой была хозяйка бала Мари-Элен де Ротшильд. Предметы одежды выставили перед картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве» 1863 года.

В алькове с графикой представлены эскизы Сен-Лорана к моделям одежды, фотографии преданных клиентов YSL, в том числе Элен Роша, жены дизайнера Марселя Роша.

-3

Палитра Музея современного искусства

Musée d’Art Moderne de Paris сосредоточился на цвете, который дизайнер старался «привести в движение». Предметы из постоянной коллекции пришлось частично поменять местами для того, чтобы учесть чувствительность тканей одежды к свету.

В приглушенном свете расположились наряды из органзы. На их создание мастера вдохновили художники Наби. Выполненные в неоновой цветовой гамме произведения Лучио Фонтана составили пару другим дизайнам Сен-Лорана. Творцы восхищались скульптурой света и использовали неон в своей практике. Три платья в тандеме с контрастными пальто сочетаются с фреской Рауля Дюфи «Электричество феи» 1937 года размером с целую комнату.

Преемственность Музея Ива Сен-Лорана

Эпицентр проекта и бывший головной офис дизайнера, Musée Yves Saint Laurent Paris, демонстрирует процесс сотворения образов, начиная от подбора пуговиц и заканчивая выбором шляпки. Единственный дизайн, который представлен на выставке, — Homage to Vincent Van Gogh коллекции весна-лето 1988 года. Это версия известной серии картин художника «Подсолнухи». Экспозиция состоит из эскизов, полароидных фотографий и редких предметов одежды.

Первый зал музея воссоздает последний показ YSL 2002 года. Хотя все локации можно посещать в любом порядке, Музей Ива Сен-Лорана выступает одновременно началом и концом путешествия по миру творчества дизайнера.