О том, как полюбить на сцене чужого человека, как заплакать, чтобы тебе поверили, и как одна роль может навсегда определить твой образ, мы поговорили с актрисой Театра Народной Драмы Анастасией Семеновой.
Анастасия Семенова
- Актриса Театра Народной Драмы (Иркутск)
- Режиссер
- Лучший работник культуры г. Иркутска 2019 г.
- Педагог актерского мастерства
- Анастасия, актерство – это все-таки про талант, про труд или про образование?
- В первую очередь это про желание. Про талант говорят- «ты талантлив от природы». Конечно, такое тоже может быть. Но в моем случае у меня в первую очередь было желание. Я с самого детства любила смотреть программы про путь актера, очень хотела заниматься творческой деятельностью. Но на тот момент я еще не понимала, чем именно. Я рисовала себя в виде певицы на сцене, либо еще кем-то. И совершенно случайно я попала в театральную школу, единственную в районе. Я сидела там в зале, смотрела постановку и думала, они не так играют, нужно по-другому. И меня пригласили поучаствовать в постановке, я сыграла служанку. И это так понравилось педагогу, что она попросила меня остаться. Так начался мой творческий путь. Поэтому главное желание, а талант – дело наживное. Зависит от того, как ты относишься к делу. Если ты «болеешь» театром, то у тебя всё будет: ты будешь развиваться, учиться в этом направлении, заимствовать у других артистов и кумиров в плане актерского мастерства.
- Помнишь свой самый первый важный выход на сцену, который вызывал яркие эмоции и повлиял на твой творческий путь?
- Думаю, это именно тот первый мой выход, когда я рвалась на сцену, сидя в зале. Когда меня выпустили на сцену как дикого зверя, который просто ворвался и с тех пор не может сойти с неё. Я не представляю своей жизни без сцены.
- Откуда черпаешь вдохновение?
- В коллегах, в других работах, которые как правило сделаны на высшем уровне. Они влияют на моё подсознание, на мой путь. Так же черпаю вдохновение, если что-то сделано плохо. Мне хочется это исправить, переделать. Хочется развить тему, которая заложена в какой-то постановке, которая не очень удачно вышла, но я понимаю, что эта тема – шикарная. И я этим вдохновляюсь и мне хочется развить и показать, как можно сделать лучше. И это не связано с тщеславием или гордыней. Это связано с тем, что эта тема должна жить.
Еще очень сильно на меня влияет классика. Просто классическая музыка, которую услышала где-нибудь, например, в троллейбусе, у меня рождает образы, мне хочется их как-то развивать.
Или, например, у нас в театре есть актриса – Ксения Осадчая, которая прекрасно владеет старинным инструментом - гусли. Она играет, а я уже вижу постановку «Хозяйка Медной Горы», под гусельный аккомпанемент, как новый спектакль!
- Какую роль не согласилась бы никогда играть? И имеет ли право актер отказаться от какой-то роли?
- Во-первых, я предана нашему Театру Народной драмы, а наше основное направление — это русская культура, которая тесно связана с православием, духовностью и патриотическими направлениями. Поэтому я ни за что не согласилась бы на постельные сцены, обнаженные темы. На те роли, что разлагают личность человека, зрителя.
Но если смотреть от постороннего лица, не относящегося к театру, я бы сказала, что артист вправе выбирать сам в чем ему сниматься или играть. Так как это влияет на его творческий путь, значит ему чего-то не хватает, и он хочет показать себя в разных направлениях. И я это не осуждаю, это его право. И каждый вправе выбирать сам, что для него важнее по творческому пути.
Как сказал директор нашего театра: «Вы чётко должны понимать, где и в чем вы снимаетесь, как это будет влиять в дальнейшем на людей, которые будут на вас смотреть. И в дальнейшем это, конечно же, повлияет и на вас лично».
Потому что у некоторых ты уже будешь ассоциироваться только с этой ролью. Например, взять Сергея Безрукова и сериал «Бригада». В то время в 2000-х это был яркий замечательный образ, я считаю. Но в силу этого сериала очень много молодежи хотели походить на героя Сергей Безрукова – сразу стали образовываться какие-то группировки. Даже сам Безруков рассказывал, как он однажды приехал в Иркутск и его встречали не как артиста Безрукого, а как Сашу Белого. За ним приехали в аэропорт какие-то бандиты, с оружием в багажнике и с ним общались как с Сашей Белым. Нужно всегда помнить, что на нас как на артистах большая ответственность за то, что мы несем.
- Принято считать, что в детстве все девочки мечтают стать актрисами. А какие нюансы актерского мастерства скрыты от человека, который желает овладеть этой профессией?
- Во-первых, это очень сложная профессия. Кажется, ну что там, выйти, на сцене поиграть, поплясать… Нет, это большая работа над собой – физического, морального, духовного, телесного плана. Не каждый выдерживает.
Некоторые особенно тяжело проходят психологические испытания, потому что приходится постоянно примерять на себя разные образы. Есть актеры, которые не выходят из образа, он остается и это на них очень влияет.
Пройти весь путь до артиста, который стоит на сцене и которому рукоплещет публика, это очень сложный путь. Так же, имеются некоторые потери в плане личной жизни. Не каждый партнёр принимает это. Особенно если вторая половина далека от профессии. Зачастую браки распадаются из-за этого, потому что очень много времени занимает творчество. И не каждый супруг или супруга могут ужиться и принять. Мне повезло, мой муж – артист, и надеюсь наши дети пойдут по этому же пути.
- На спектаклях были случаи, когда что-то пошло не по сценарию и приходилось импровизировать?
- Случаи происходят постоянно. Есть и большие, и незначительные. Были моменты, когда в ночь перед спектаклем заболевал актер, вводится другой артист и он должен играть, но текста он не знает. И ты держишь во внимании и свой текст, и его, помогаешь ему.
Вот, например, в этом году в ночь перед новогодним спектаклем заболел актер. Я была режиссером данного спектакля и мне пришлось играть роль мальчика – сову! А так и текст, и – текст, песни и сложный костюм птицы с лапами и крыльями. Я влетела в эту роль и исполнила. Но ты забываешь про какие-то страхи, просто выходишь и делаешь. Ты должен вывести сцену любой ценой. Казусов бывает много, но мы стараемся обыгрывать, подстраиваться к партнеру, импровизируем.
- Ты ранее говорила, что психологически это сложная работа. Ощущала на себе после какой-то роли изменения в характере?
- У нас есть спектакль «Сербская девойка», где я играю роль сербской девушки, действие происходит в момент распада Югославии, во время войны. Роль сложная. Героиня потеряла не только Родину, но и близких, любимого человека. Далась мне эта роль психологически сложно в плане подготовки, поскольку и в личной жизни в этот момент были сложности. И было сложно морально после игры, остался осадок. Наложилось все вместе. И непростая судьба персонажа, и какие-то личные переживания. И всё это конечно отражается на твоем характере. Мне кажется, я стала более закрытая, взволнованная, долго не могла прийти в себя. Потом просто уехала на Байкал и только там меня отпустило.
В том спектакле я играю эту сербскую девушку с сербским акцентом, и он (акцент) потом долго прорывался в жизни. Очень долго разговаривала фразами героини, она долгое время жила внутри меня. Это была очень сложная роль для меня. Сейчас я смотрю на нее проще, потому что я четко отделила границы и проще вхожу в эти состояния и так же проще выхожу.
- Как актеру удается искренне заплакать или засмеяться на сцене, чтобы зритель поверил?
- Чтобы это произошло, ты всегда должен воспринимать информацию как в первый раз. Засмеяться проще. Найти источники для смеха всегда легко. А вот заплакать сложнее, не все артисты справляются. Это уже психологический момент. Принимая информацию, я ее пропускаю глубоко в себя. Я начинаю переживать и вызывать в себе эмоции отчаяния, тоски, боли, горя… то, как это на меня влияет и как мне плохо от этого. То есть в себе возрождаешь отрицательные эмоции. Например, играя состояние депрессии, мы вспоминаем что такое депрессия телом и душой. И этот комок чувств подходит и плакать хочется. Это просто надо грамотно работать со своими чувствами.
- Приходится на сцене взаимодействовать с другими артистами. А вдруг кто-то тебе лично неприятен. Как быть с этим?
- Профессиональный актер отключает все личные отношения. Ничего не должно быть видно на сцене. Потому что зрителю ваши отношения не интересны. Только непрофессиональный актер начинает тянуть на сцену свою неприязнь, чувства или обиды. Я считаю это неправильным и так не делаю.
- Как с чужим человека можно сыграть любовь?
- Нужно просто на сцене в него влюбиться. Если влюбляться полностью не получается, то ты ищешь в нем источники любви. Тебе могут нравиться его глаза, голос, губы, волосы, жесты. Или мы влюбляемся в персонажа, героя, а не на артиста. Таким образом ищем новые оттенки, импульсы, чтобы вызвать чувства. Вообще сыграть любовь не так сложно, какой бы человек рядом не был. Главное не увлечься.
- Больше удовольствия получаешь от самой игры на сцене или от тепла зрителей, которые аплодируют после спектакля?
- От всего процесса. От начала читок сценария и до самого конца. Сначала проходит застольный период работы, когда ты садишься, вычитываешь текст, погружаешься в своего персонажа, в пьесу. Читаешь, у тебя возникают образы. Потом ты переходишь на сцену и начинаешь пробовать себя и так, и так. Это целая исследовательская работа. Ты подключаешь чувства, эмоции, детали. И это всегда очень интересно и всегда что-то новое.
Потом начинается момент подготовки декораций, костюмов. Ты это все пробуешь, примеряешь, щупаешь.
Потом генеральные прогоны. Здесь идет накал эмоций, страстей. Ты находишься на нервной точке, но продолжаешь играть. В какое-то момент отчаиваешься, ищешь новые источники для вдохновения. И вот случается премьера. Ты выходишь на сцену! И это взрыв, некая кульминация всего пройденного пути… Заходишь за кулисы и вот она развязка. Ты доволен или не доволен своей работой. Публика рукоплещет, принимает или не принимает. Это тоже всегда интересно. Но даже отрицательные отзывы – это тоже важно, и тоже может научить тебя многому. Поэтому, отвечая на вопрос, весь процесс вызывает у меня удовольствие и массу разных эмоций.
- У тебя есть и режиссерский опыт. Может ли режиссером стать человек без актерского опыта?
- Я считаю, что режиссер должен обязательно пройти актерский путь. Эту кухню он должен прочувствовать изнутри. Например, чтобы нарисовать красивый пейзаж, ты должен в этом пейзаже погулять, увидеть собственными глазами.
Так и в театральном искусстве. Ты должен понять актерское нутро, проиграть своих персонажей, почувствовать их с актерской стороны.
- Ты требовательный режиссер?
Да! Потому что я в какой-то степени перфекционист. Если мне нужно, чтобы артист сыграл эмоции с конкретным посылом, именно в этой мизансцене, а он этого не делает, не рождает, я начинаю копать, почему не получается: давай вместе их раскрывать! Я хочу, чтобы актер пришел к идеальному воплощению. Он думает я к нему придираюсь, он думает, я его не люблю, обижается. Может происходить разлад.
Но грамотный артист тебя слышит, подключается, старается решить твою задачу. И как правило потом, когда он ее исполняет, как я хотела, вплоть до мелочей, он на выигрышной стороне. Не режиссер, а именно артист. Ведь и режиссер доволен и зритель, оттого что в это точке артист был на высоте. Поэтому, я требовательна, местами могу быть сердита, понервничать. И после спектакля у меня всегда остаются вопросы. В первую очередь к себе. Что я возможно что-то не додала или что-то можно было сделать иначе.
- Искусству много-много лет. Как думаешь, почему несмотря на множество других современных развлечений театр остается востребованным?
- У театра всегда был и есть зритель, а это значит, что тех современных альтернатив, не хватает. Человек приходит в театр за эмоциями. Кто-то приходит расслабиться и посмеяться. И не от картинки, а именно от живых чувств, живой игры. И уходит он из театра уже другим человеком. Кто-то, наоборот, любит подраматизировать, ищет глубокие чувства на сцене. Но именно живые чувства. И пока есть эта живая игра, яркая, эмоциональная, с хорошим сценарием, театр всегда будет жить.
- Ну и в заключении наш традиционный вопрос об отношении со временем. Ты пунктуальный человек?
Я очень пунктуальный человек. Если я начинаю опаздывать, я начинаю очень нервничать, раздражаться, переживать, что я подставляю людей, которые меня ждут. Я люблю быть вовремя, и чтобы также относились с уважением к моему времени. Время для меня — это дорогой ресурс. У меня очень высокая занятость и мне бы еще лишних пару часов в сутках не помешало.
На Анастасии:
Подвеска Stephen Webster Astro Aquarius Ball
Колье Stephen Webster Superstone
Кольцо Stephen Webster Superstud
Смотрите полный ассортимент украшений английского бренда Stephen Webster на нашем сайте www.golden-time.ru.