Существует множество признаков в работе двигателя автомобиля по которым можно самостоятельно определить, что его поршневая неисправна. На примере двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 перечислим девять из них. Наиболее очевидных.
Для начала разберемся какие неисправности могут приключиться с поршневой группой двигателя автомобиля. Вот их список.
- Износ, поломка, залегание поршневых колец.
- Износ, задир цилиндров.
- Повреждение перемычек между кольцами на поршнях.
- Износ или прогорание поршней.
Часто встречается сочетание нескольких перечисленных неисправностей.
Все они приводят к нарушению герметичности камер сгорания двигателя. В результате - снижение компрессии в цилиндрах, в конце такта сжатия и ухудшение условий сгорания топливной (горючей) смеси в камерах сгорания. Ведь что бы она хорошо и с максимальной отдачей горела ее нужно сжать до определенного значения. А этого не происходит или происходит, но в недостаточной степени.
Как следствие заметно ухудшается работа двигателя автомобиля.
Более-менее точно проблему неисправности поршневой группы диагностируют измерением компрессии при помощи компрессометра. Например, если поршневая двигателя 21083 полностью исправна, то компрессиия составляет 12-13 кгс/см2 (1,2-1,3 МПа). Если ее состояние более-менее нормально 10-11 кгс/см2 (1,0-1,1 МПа). А если 8-9 кгс/см2 (0,8-0,9 МПа), то двигателю требуется ремонт.
Но, в данной статье, мы будем оценивать состояние цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 по внешним признакам и показателям его работы. Для примера перечислим девять наиболее очевидных из них. По ним водитель может самостоятельно определить есть неисправность поршневой или ее нет. И оперативно принять меры к устранению проблемы.
Девять очевидных признаков неисправности поршневой группы двигателя автомобиля
1. Сильное дымление из шланга вентиляции картера двигателя автомобиля (сапуна).
Оценить состояние ЦПГ можно по одному этому признаку. Сильное хлопающее дымление из сапуна на прогретом двигателе свидетельствует об износе или залегании поршневых колец, износе цилиндров или того и другого вместе.
2. Наличие моторного масла в корпусе воздушного фильтра двигателя.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра также будет забит маслом. При износе ЦПГ повышается давление в картере двигателя за счет прорыва туда газов из камер сгорания. Масло начинает выбрасывать в систему вентиляции и далее в корпус воздушного фильтра. В такой ситуации зачастую начинают течь сальники двигателя, постоянно забиваются воздушные жиклеры карбюратора. На большинстве двигателей с такой проблемой шланг с сапуна опущен вниз.
3. Повышенный расход моторного масла двигателем.
Более чем 1 литр на 10.000 км.
4. Сильный нагар на свечах зажигания. Замасливание свечей.
Нарушение смесеобразования в камерах сгорания, в связи с износом колец и цилиндров, приводит к повышенному образованию черного маслянистого нагара на электродах свечей зажигания. Помимо этого резьбовая часть свечей будет покрыта маслом. Аналогичные симптомы наблюдаются при износе или повреждении маслосъемных колпачков.
5. Повышенное дымление из выхлопной трубы.
Сине-сизый, временами черный дым, постоянно идущий из глушителя указывает на износ поршневых колец и (или) цилиндров. Схожие симптомы проявляются при износе маслосъемных колпачков (синий выхлоп при перегазовке), неисправности системы зажигания (момент зажигания неверен, «пробиты» высоковольтные провода, крышка трамблера, бегунок и пр.), нарушении регулировок карбюратора.
7. Вибрация и шум при работе двигателя.
Разная компрессия в цилиндрах практически всегда приводит к вибрации двигателя при работе.
8. Двигатель «троит».
Постоянное загрязнение карбюратора, замасливание свечей приводит к перебоям в работе двигателя – «троению» - неустойчивому холостому ходу. Попытки отрегулировать обороты холостого хода зачастую ни к чему не приводят.
9. Падение мощности и приемистости двигателя автомобиля.
Неисправная цилиндропоршневая группа двигателя не позволяет ему развивать былую мощность и приемистость, так как компрессия в цилиндрах снижена. Возможны «провалы» при нажатии на педаль «газа».
Примечания и дополнения
- Следует учитывать, что на снижение компрессии и появлении некоторых из перечисленных признаков могут влиять неправильные зазоры в клапанном механизме двигателя (так как в таком случае так же нарушается герметичность камер сгорания). Вычислить, что неисправно - поршневая или клапана можно при расшифровке показаний компрессометра после измерения компрессии в цилиндрах двигателя.
- Ремонт ЦПГ карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 сводится к замене колец, поршней, расточке цилиндров. В ряде случаев можно обойтись раскоксовкой поршневых колец, так как при их залегании симптомы неисправности ЦПГ могут быть схожи.
- Так же в первую очередь проверяем и прочищаем систему вентиляции картера двигателя так как она так же отвечает за повышение давления картерных газов.
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Наиболее вероятные места "подсоса" воздуха в карбюратор
- Как понять, что пришла пора менять помпу на двигателе автомобиля?
- Как и зачем следует прочищать маслоотделитель двигателя?