Найти тему

Суверенная система оценки науки

Постепенно обретает очертания разрабатываемая Национальная система оценки результативности научных исследований и разработок (НСО РНИР). В паре с открытым разговором вице-премьера Дмитрия Чернышенко с представителями научного сообщества прошел круглый стол на площадке Общественной палаты. По итогам обоих мероприятий можно сделать вывод об архитектуре НСО и ее ключевых характеристиках.

Формирование новой НСО велось силами рабочей группы в контуре Обществественно-экспертного совета по нацпроекту «Наука и университеты». Четыре подгруппы занимались следующими треками:

  1. Система рейтингов и индексов научного цитирования.

2. Поддержка научных изданий.

3. Оценка и экспертиза научно-технической деятельности.

4. Разработка дорожной карты НПА.

Главным администратором процесса определен Григорий Трубников (гендиректор ОИЯИ), площадкой выбрана Общественная палата (ее представляет председатель Комиссии ОП по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян).

Основные направления определены так:

  1. Унификация показателей (единая по всем грантам, программам и проектам).

2. Унификация методик показателей (единые подходы к исчислению).

3. Конкурсная поддержка российских журналов.

4. Собственные независимые базы данных (индексы и репозитории).

5. Национальная база экспертов.

6. Ранжирование журналов, мониторинг и регулярная переоценка.

Общая логика оценки результативности будет выстраиваться по уровням готовности технологий (УГТ, TRL). Максимальный объем экспертизы и публикационных показателей будет на стадии «создания знаний» (фундаментальная, УГТ 1-3), далее идет нарастание количественных индикаторов – на этапе «трансфера знаний» (прикладная фаза) – это объемы привлеченных средств на НИР, а на стадии инноваций (УГТ 7-9 , применение) фокус смещается на аналогичные показатели по ОКР и доход от РИД.

В выступлении и презентации министра науки и высшего образования Валерия Фалькова схема несколько более сложная. Фактически предусмотрено 4 фазы:

  1. Фундаментальные исследования.

2. Прикладные.

3. Инновационные (комплексные) проекты.

4. Коммерциализация, запуск в серию.

Прикладные исследования (УГТ 2,8…6) [дробные значения отражают перехлестывания стадий] служат мостом между фундаментальными (УГТ 1…3,5) и инновационным проектами (5,2…7,7), а те – между прикладной наукой и запуском в производство (7,2…9).

По мере движения в рамках шкалы УГТ уменьшается доля экспертизы и нарастает объем количественных показателей.

Именно стадии между УГТ 3 и 7 являются той самой «долиной смерти», где с одного края заканчивается чистая наука, а с другого присутствуют запросы бизнеса. Президент РАН Александр Сергеев на открытом разговоре предложил пустить ведущие научные институты в поле прикландных исследований и ОКР через предоставление им право хозяйственной деятельности. Это должно заместить провал в отраслевых НИИ и КБ, который образовался после распада советской системы организации научно-технологической сферы.

С другой стороны, по презентации Валерия Фалькова видно, что КНТП должны реализовывать главную задачу – формировать условные «магистрали» между научной сферой (в основном прикладной) и высокотехнологичным бизнесом.

Идеологически новая система предполагает суверенизацию в ответ на санкционное давление и одновременное усовершенствование механизмов открытости к партнерам из дружественных стран.

В основе НСО РНИР будет лежать отечественный индекс научных изданий – «белый список» (одновременно это и методика его формирования).

Наполняться БС будет следующим образом: в него автоматически войдут все отечественные издания из Web of Science, Scopus и RSCI. Дополнительные источники – монографии, книжные серии, материалов конференции и издания из Перечня ВАК (не входящие в три основных индекса) – будут включаться по итогам экспертизы.

В БС предполагается три уровня – А, В, С. Верхний займут издания из WoS, Scopus и RSCI, с остальными вопрос

Для управления новым индексом предлагается создать Межведомственный совет под эгидой Минобрнауки при участии всех стейкхолдеров (РАН, ВАК, РФФИ, РНФ, ФОИВы, регионы, НИИ, вузы и т.п.). По факту структура будет создана путем слияния двух существующих аналогичных советов при Министерстве с необходимыми дополнениями.

К 2023 году планируется создать всю инфраструктуру: определить оператора (здесь среди кандидатов явно виден РФФИ), базу экспертов, запустить работу совета, дать старт онлайн сервису.

Платформа БС должна вобрать в себя все необходимые функции: поиск изданий (в идеале – с возможностью скачивания материалов в открытом доступе), мониторинг показателей, интеграция с иными БД, наличие точек импорта и экспорта открытых данных.

Гранты для издательств предлагается выделять строго целевым образом и под четкую программу развития на недискриминационной основе (любой учредитель). Очевидно, что теперь целевыми ориентирами станут вхождение в БС и повышение своего ранга в нем.

Грантовая оддержка будет оказывать при условии некоммерческого характера работы (научные журналы целиком становятся делом государевым) и с переходом на Open Access. Издания WoS, Scopus и RSCI могут переходит на открытый доступ по решению редакций и учредителя.

Развитие экспертизы предполагает «ювелирную» коррекцию НПА. Предлагается четко определить понятие научного результата (его содержания, субъекта и т.п.), а также интегрировать экспертную работу в нагрузку научных кадров и НПР.

Возглавлять экспертный трек будет правительственная Комиссия по НТР, а РАН и Минобрнауки должны заняться унификацией и стандартизацией процессов. Назрела необходимость слияния экспертных баз данных всех участников: фондов, операторов программ, РАН. Также будет развернута система подготовки экспертов.

В новой системе экспертизы помимо различного сочетания показателей в зависимости от уровней готовности технологий предполагается учесть: отраслевую и проектную специфику, установление единообразных (но не единых по содержанию) критериев, привлечение практиков, продвижение обучающих программ.

В соответствии со всеми особенностями будет определяться: фаза (фундаментальная, прикладная, инновационная), научный результат, форма фиксации результатов, критерий оценки и субъект (участники и эксперты).

В целом речь идет о формировании единой архитектуры оценки результативности научных и научно-технологических проектов – будет сформирован единый перечень требований и условий их мониторинга, которые станут применяться в зависимости от специфики проекта.

Это позволит сквозным образом планировать комплексный научно-технические программы и проекты полного технологического (инновационного цикла), также это даст возможность определять возможные пути «сшивания» менее масштабных инициатив в систему.

Единство системы требований к результативности будет способствовать и «перефокусировки» фундаментальной науки на критические направления, по которым необходимо импортозамещение и формирование прорывных результатов, связанных с практикой. Об этом на открытом разговоре рассуждал Александр Сергеев, имея в виду «мини-проекты», которые были бы сжаты по срокам и очень конкретны по результатам. Подобные «мини-проекты» предполагается запускать в рамках более крупных форматов.

Основной информационной платформой для реализации всех этих направлений станет ЕГИСУ НИОКР, а также домен «Наука» на «Гостехе».

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/24148

Ключевые слайды с круглого стола в Общественной палате и из презентации министра Валерия Фалькова на открытом разговоре.

-2
-3

-4
-5
-6
-7
-8
-9