Экспонаты привезли из Милана, там проходила выставка «Гран тур».
Фото: www.globallookpress.com / Zamir Usmanov; www.tv-5.ru
В Эрмитаже встречают драгоценный груз. В Россию вернулись незаконно задержанные в Финляндии картины и скульптуры. Чтобы это стало возможным, понадобилась неделя дипломатических усилий и напряженных переговоров.
Вместе с сотрудниками музея за распаковкой экспонатов наблюдал корреспондент МИЦ «Известия» Роман Ишмухаметов. Подробности в репортаже.
Еще никогда рутинная музейная процедура не вызывала такого ажиотажа. Во внутренний двор Эрмитажа въезжает опечатанный грузовик. Пломба поддается не сразу.
Идет разгрузка. Внутри — десятки деревянных коробов. Все они пронумерованы. На каждом надпись — «хрупкий груз».
Каждый из этих ящиков создавался индивидуально под конкретный экспонат. В присутствии публики вскрыли только один — со скульптурой Карло Альбачини «Флора». Работа итальянца находится в нашей стране с середины 18 века, ее купил основатель Академии художеств Иван Шувалов.
«Она повторяет античную статую Флоры Форнезы, но в уменьшенном виде. Она экспонировалась там как один из примеров статуй, которые путешественники покупали в Риме во время путешествий», — поясняет заведующий отделом западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Сергей Андросов.
Экспонаты вернулись из Милана, там проходила выставка «Гран тур». Так же назывался обычай знати 19 века, в том числе и русской, — путешествовать по Европе с обязательным посещением Италии. Дворяне покупали или заказывали там произведения искусства.
«Огромную роль в этом играла русская знать, которая собирала коллекции, которые ездили по Италии. Недаром на обложке каталога помещена картина — семьи Толстых», — говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Именно во время такого путешествия будущий император Павел I заказал мраморный бюст супруги.
«Павел Петрович и Мария Федоровна посетили мастерскую скульптора Хеведсона 28 февраля 1782 года в Риме. И был заказан бюст Марии Федоровны, который скульптор закончил 1784 году», — рассказывает главный хранитель музея-заповедника «Гатчина» Елена Ефимова.
И этот бюст сегодня тоже вернулся в Гатчинский дворец. Как и другие экспонаты в Царское село и Павловск. Но в Петербурге ждут и остальные сокровища, которые до сих пор остаются за границей.
«Я знаю, вы все знаете, что у нас есть еще выставки — комментировать это все мы не будем из соображений безопасности. Все идет своим чередом», — сообщил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Работы, уехавшие в качестве музейных экспонатов из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, едва не превратились в санкционные предметы роскоши. В итоге, в ЕС решили, что музейные экспонаты под ограничения все-таки не попадают.
«Им были предоставлены, финской таможне были предоставлены все документы на выставке о том, что данные произведения являются собственностью Российской Федерации, являются частью государственного музейного фонда РФ, и поэтому они не подпадают под понятие антиквариата в плане санкционного товара», — объясняет главный специалист отдела зарубежных выставок Третьяковской галереи Анна Ашкенази.
А вот коллекция Морозовых может вернутся в Россию не полностью. Во Франции задержан автопортрет Петра Кончаловского, который принадлежит попавшему под санкции бизнесмену Петру Авену. Под угрозой, по данным французских СМИ, и портрет Тимофея Морозова, написанный Серовым.
Коллекция меценатов Михаила и Ивана Морозовых возможно вернется в Россию уже к майским праздникам. Логистика уже проработана, но в полном ли объеме — пока большой вопрос.