Найти тему

ТЕОРИЯ «ВАУ‑ВАУ»

-2

Еще одна теория происхождения языка в изложении Льва Успенского

Спросите кого угодно: «Почему одна из наших лесных птиц называется кукушкой?» Вы наверняка получите твердый ответ: "Потому, что она кричит: «”ку‑ку!”».

Говоря так, однако, вы, сами того не подозревая, примыкаете к сторонникам одной из языковедческих теорий о происхождении языка, так называемой «теории звукоподражания». Создана она была некоторыми учеными прошлого, а от своих противников получила насмешливое имя «вау‑вау» теории. В чем она заключается?

На первый взгляд «вау‑вау» теория очень проста и убедительна.

Вспомним, как маленькие дети, учась говорить, называют впервые встреченных ими животных.

Увидев, скажем, собачонку и услышав ее лай, удивленный маленький человек начинает передразнивать животное: «ав‑ав», или «тяф‑тяф», или «вау‑вау». Потом, немного спустя, он уже так и называет: собаку — «ав‑ав», кошку — «мяу‑мяу», свинью — «хрю‑хрю». Еще позднее собака становится у него «авкой», поросенок — «хрюшкой». Смотрите‑ка, из простых звукоподражаний родились уже имена существительные, слова!

Что, если когда‑то, очень давно, на заре истории, только начиная создавать язык, так же действовали и наши предки, первобытные люди?

Вот в весеннем лесу какая‑то птица из года в год выкликала над их головами свое «ку‑ку». Может быть, ее первоначально так и называли: «куку»? А потом понемногу из этого имени‑передразнивалки образовались уже настоящие, связанные с ним слова: «кукушка», «кукушонок», «куковать»...

Если это верно, в отношении кукушки, то, очевидно, то же бывало и в других сходных случаях. И, вполне возможно, многие из наших первых слов также родились из подражания голосам птиц, зверей, раскатам грома, свисту ветра, шуршанию камыша, шелесту листьев, рокоту бурных вод, грохоту обвалов. Они‑то и явились самыми ранними словами: стихии и звери научили человека говорить. А когда он привык к ним, так сказать, «вошел во вкус», приучился пользоваться этими словами‑звукоподражаниями, тогда, возможно, он стал искать и нашел и другие источники для пополнения своего «словаря».

Теперь — так говорили изобретатели этой теории — нам не всегда легко угадать старое первобытное слово‑передразнивалку в наших словах: за десятки тысяч лет с ними могли произойти большие перемены. В словах «авка» или «хрюшка» и то не каждый и не сразу заподозрит собачий лай или свиное хрюканье. И всё же язык, по‑видимому, родился именно из подражания простым звукам природы, которое сделало человека говорящим.

Все это звучит очень правдоподобно.

В самом деле, возьмите название хотя бы той же кукушки. Как называют эту птицу разные народы Европы?

У русских она

— кукУшка

В Чехии

— кУкачка

У болгар

— кукувИца

У немцев

— кУкук

У французов

— кукУ

У румын

— кук

По‑испански

— кУко

В Италии

— кУкуло

В Турции

— гугУк

Объяснить такое поразительное совпадение имен в разных языках можно только тем, что разные племена подражали одному и тому же птичьему крику. Многие на этом и остановились.

Однако, если рассудить хорошенько, приходится признать, что переносить наблюдение, может быть и справедливое в отношении кукушки и ее имени, на другие слова было бы неосторожно. Кажущаяся бесспорность такой догадки рассыпается довольно быстро.

Потому что есть много названий птиц и животных, которые совсем не похожи на звуки, ими издаваемые.... А предметы и вовсе не издают никаких звуков, но тоже имеют какие-то названия. Таким образом звукоподражательная теория происхождения языка тоже неверна.

Из книги "Слово о словах". Лев Успенский.

#наука #языкознание #лингвистика

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц