Любители исторического фэнтези, сделанного в Индии и повествующего о легендарных героях индийской земли и их общении, столкновениях с богами и демонами - например, многочисленные экранизации древне-индийского популярного эпоса "Махабхараты" - много раз могли услышать, как в этих фильмах и сериалах древне-индийские герои гордо или любовно зовут Индию Бхарат.
И, соответственно, когда в тех киноисториях надо было кого-то похвалить - его зовут достойным сыном земли Бхарат, когда надо пристыдить - говорят, что он недостоин зваться сыном Бхарат.
Когда я, большой любитель индийского фэнтези, опять села смотреть очередной сериал - "Викрам и Бетал" - и там уже царь Викрамадитья, царь весьма большой смелости, ума и заботы о своем народе, гордо сказал, что он - сын Бхарат, короче говоря, он достойный человек и воин, а призрак жуткий Бетаал в том усомнился...
Короче, душа культуролога не стерпела и ушла искать информацию о Бхарат, которой... не было!
Ага, куцый абзац в Википедии, что вот де одно из названий Индии - Бхарат. Ага, Бхарата ещё звали древнего индийского мудреца, написавшего самый первый известный индийский трактат о музыке и драме. Ага, и в "Рамаяне" упомянут доблестный и дружащий с Рамой Бхарата, которого одно время даже звали стать царём, когда Раму отправили в изгнанье на 14 лет, но Бхарата отказался, пошёл в лес и, найдя отшельника Раму, предпочёл получить от него его старые туфли - и их отнести и положить на трон, мол, от друга верного трон отбирать не будет, пусть достанется трон потомкам Рамы.
Ну и?..
Я пошла смотреть мои книги об Индии. Просмотрела 24: о мифах, истории, о Древней Индии, о быте и обычаях Индии, о воинах и войнах индийских, о религиях, словари важных индийских понятий и важных индийских религиозных терминов - книги, написанные и русскими исследователями, и европейскими, и даже индийскими, но... только в 3 книгах из 24 упоминалась та самая Бхарат и с небольшим количеством подробностей!
Конечно, может статься, что индийские авторы считают сиё слишком понятным для того, чтобы объяснять, а европейским исследователям всё равно, как любили звать себя древние индусы, но когда индусы решили возродить свои любимые древние истории о богах и легендарных героях, сделав их понятными широкой публике и подходящими по красочности и строгости изображения войны даже для семейного увлекательного просмотра, то регулярно у индусов упомянута Бхарат! Соответственно, желающим понять Индию и её душу никак нельзя не узнать, откуда взялась та самая Бхарат!
Но в большинстве из этих книг упомянут древне-индийский эпос «Махабхарата» («Сказание о великих потомках Бхарат»), в который входит священная для индусов книга «Бхагавадгита»: как перед великой битвой на поле Курукшетра беседуют доблестный воин Арджуна с самим Кришной о разных острых нравственных и жизненных вопросах. Кришна, согласно некоторым версиям, аватар – одного из трёх верховных богов (Тридэв) Вишну. Что б вы знали – даже царь всех богов, Индра, обязан поклоняться Вишну (и другим тридэв - Шиве и Брахме). И в этом священном тексте Кришна говорит Арджуне:
«Прикасаясь к овеществленному, о сын Кунти, чувствуем мы холод и жар, удовольствие и боль, но ощущения наши преходящи, и потому смирись с ними, о сын Бхараты. Воистину несокрушим тот, кто не обращает внимания на преходящее. Невозможно уничтожить неразрушимое. Преходящи и тленны лишь тела, поэтому сражайся, о сын Бхараты».
Короче говоря, даже в таком священном и важном, древнем тексте «сын Бхараты» - достойное обращение к мужчине! И сама Бхарат - священное понятие, даже для Кришны-Вишну!
Сопоставляю куцые сведенья из разных книг об Индии дальше.
Бхарата - имя мифического основателя рода Бхаратов, впоследствии благодаря ему Индию стали звать Бхаратаварша, т.е. "Страна Бхаратов" - "потомков Бхараты".
Также Бхарата - имя одного из древних арийских племен, упоминаемого ещё в священном древне-индийском тексте "Ригведа" (созданном примерно 1700-1100 лет до н.э., один из самых древних религиозных текстов мира).
В индийской традиции Бхарата - первый из 12 "чакравартинов" ("вращающий колесо" т.е. владеющий землёй от моря до моря), великих правителей.
В "Ведах" - очень значимых для индусов священных древних текстах - бхараты - одно из главных арийских племён того времени, судя по частоте его упоминания.
Ладно, а кто тогда тот самый Бхарат (Бхарата)?..
К счастью, я нашла его историю в книге об индийской мифологии. Хотя, забавно, в большинстве моих книг об индийской мифологии самого важного для наименования страны человека - Бхарата - не было, эх!
Начнём с деда великого Бхараты. Дед - мудрец и аскет Вишвамитра - много десятков лет предавался сложным аскезам и служению Шиве (один из Тридэв). Он так увлечённо закалял свой дух и прокачивал внутреннюю силу, что слава его разошлась дальше человеческого мира, достигла вообще небес. А, согласно небесным и древним обычаям, достойные весьма люди - их души - между разными рождениями могут отдохнуть в мире богов, более того, человек может сам стать богом, если достигнет величайшей чистоты и силы духа!
Но Вишвамитра был чужд амбициям, он о таком не думал, а сила его внутренняя продолжала расти... короче, боги заговорили, что скоро этот человек по мощи превзойдёт самого бога Индру, царя богов, следовательно, тот человек не только вознесётся скоро на небо, но и сам Индра должен будет уступить ему своё место раджи богов!
Царь богов Индра - бог грома, молний и общепризнанный бог-покровитель воинов - очень любил посражаться, был весьма известным и прославленным кшатрием, но и властвовать весьма любил. А тут вот... человечишка святой выискался! Да чтоб царь богов и голову пред ним склонил?!
Помимо сражений Индра весьма любил женщин. У него было несколько жён, а ещё в его дворце жили небесные красавицы-танцовщицы апсары. Красивее танцев тех разве что сама богиня искусств Сарасвати, но она уже была замужем за Тридэв Брахмой. Из-за романов Индра даже получал проклятия святых мудрецов, людей и богов и как-то едва не потерял трон.
Короче, подсылать апсар в мир людей, совращать слишком святых и мощных мудрецов и аскетов, дело обычное для Дэвраджа Индры.
И он опять не прогадал!
Вишвамитра долго и упорно не поддавался женским чарам, но небесная красотка не отступала...
В общем, однажды он сломался и отвлёкся на несколько столетий...
Когда понял, сколько времени он провел в объятиях женщины... аскет и с женщиной, о ужас! Он, разумеется, её проклял и прогнал, ушёл дальше копить силу, но потерял уже весьма многое, из накопленного прежде.
Дэврадж ликовал, выброшенная небесная красавица рыдала... и... отправила по реке корзинку с их новорожденной дочерью.
Над ребёнком летало множество орлов, их приметил мудрец Канва, живший в глуши один. Он взялся воспитывать девочку, назвал её Шакунтала. Красавицей выросла несказанной!
Однажды в глуши проезжал человеческий царь Духшанта. Известный, могучий воин, владевший землёю между четырьмя морями! Случайно увидел красавицу и позвал женою... уединиться. За золотые украшения с ним идти красавица не хотела - сказала, ей золотые побрякушек в глуши ни к чему, но попросила их сына сделать его наследником.
Царь наврал, наобещал, наобнимался и уехал к себе, править, воевать, пировать...
Мудрец Канва всё понял, но понадеялся на небесное правосудие и дочь приёмную из дому не выгнал.
Мальчик вырос удивительно красивый и ловкий. Он то играл со свирепыми дикими хищниками, то их прогонял от людей, ездил даже на тиграх верхом. Прославился в их местности.
Но, когда истосковавшаяся мать, надев ожерелье из ракушек, привела сына во дворец... раджа прикинулся, будто Шакунталу не узнал, да и мало ли чей ребёнок? Выгнать велел их стражникам!
Но, ушли они - и голос прозвучал с неба, прямо чтоб во всей стране все услышали:
"Ты - родитель этого ребёнка, о Духшанта! Женщина сказала правду! Воспитай сына во дворце! И пусть имя ему будет Бхарата! Сын, производящий потомство, о владыка людей, спасает предков от обиталища Ямы"
Когда все всё услышали, Духшанта смутился и велел догнать рыдающую мать с ребёнком и вернуть их во дворец. Соврал, будто просто доказать людям не мог, а так-то он их помнил всегда... но сына поцеловал в лоб и нарёк своим наследником.
Судя по всему, Бхарат вырос потрясающим врагов и сердца людей юношей и воином. И правителем вырос таким, что потомки столетиями звали его империю Бхарат, а себя - потомками Бхарата!
Сюда, кстати, хорошо накладывается древне-индийское мнение, что дети, рождённые после длительного воздержания, получаются необыкновенно талантливыми во всём. Тем более, внук небесной красавицы-танцовщицы и земного святого!
Да, Вишвамитра так и не сумел вознестись на небо, зато на земле родился и правил великий и талантливый правитель. Кстати, мудреца Канва пригласили во дворец помогать советами в управлении...
Если вы думаете, что коварный Индра всегда спокойно правил на небе... а зря думаете, поскольку характер не раз подставлял дэвраджа, но всё-таки он воином и сам был красивым...
***
Статья писателя и востоковеда Свительской Елены Юрьевны^-^ У меня ещё есть книги в жанрах этнического фэнтези, исторического фэнтези, исторического любовного романа и фантдетектива о Японии, Индии, Китае и Корее. И в других жанрах тоже. 55 книг завершённых. И про Древнюю Индию, про людей, встречающих богов, демонов и разных необычных индийских существ, про людей, возносящихся на небо в мир богов или опускающихся в ад в мир демонов, а ещё про любовь и дружбу в той самой земле Бхарат у меня есть несколько книг в жанрах этническое и историческое фэнтези, и исторический любовный роман: «Три мужа для Кизи», «В тени Кайлаша» и «Сын евнуха».