Я не могу сказать, сколько раз перечитывала роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Впрочем, первое знакомство с книгой состоялось еще до того, как я научилась читать. Роман мне читал дед.
Это было прекрасно! Приключения, география, необыкновенные животные и птицы... И выразительный голос деда, благодаря которому мне казалось, будто я сама отправилась в путешествие! Это я взбираюсь на огромное дерево во время наводнения... пересекаю Австралию... спасаюсь от аборигенов Новой Зеландии (я и подумать тогда не могла, что потом буду с удовольствием слушать хаку маори и даже использую ее уже для своего романа).
"Дети капитана Гранта" увлекали размахом, познавательностью и жизнерадостностью — даже в самые трудные моменты жизни персонажей.
И, конечно, научившись читать, я немедленно взялась за "Детей капитана Гранта". И вот тут обнаружилось, что при самостоятельном чтении замечаешь больше, чем когда просто слушаешь. Сначала один эпизод казался мне просто смешным. Став чуть постарше, я задумалась. Оказалось, Жюль Верн рассказывал не только про географию и путешествия. Он рассказывал еще и про разные общества (а я это очень люблю).
Про какой эпизод я говорю?
Про историю мальчика-аборигена из Австралии, который учился в нормальной школе Мельбурна и получил награду за отличные успехи в географии. Вы же наверняка помните!
Как умилился Паганель, узнав, что мальчик преуспел в его науке. И как обрадовался маленький Толине, узнав, что его собеседник географ:
— Преподаватель географии? — воскликнул Толине. — О сэр, проэкзаменуйте меня!
Ну, почему же нет. Паганель проэкзаменовал. И узнал много нового.
Нет, вначале все было хорошо. Толине назвал части света, перешел по предложению Паганеля к Океании и вот тут-то начались сюрпризы. Оказалось, что все в Океании — решительно все! — принадлежит англичанам. И не только в Океании.
Азия? Она принадлежит англичанам, а вы как думали?
Африка тоже.
Северная и Южная Америки — английские, никаких сомнений. И это в XIX веке!
Ну и Европа:
— Европа принадлежит англичанам, — убежденным тоном ответил мальчик.
— Я и сам так думал, — продолжал Паганель. — Но каким образом? Вот что мне хотелось бы знать.
— Англичанам принадлежат Англия, Шотландия, Ирландия, Мальта, острова Джерсей, острова Ионические, Гебридские…
— Молодец, молодец, Толине! — перебил его Паганель. — Но ведь в Европе существуют и другие государства, о которых ты забыл упомянуть, мой мальчик.
— Какие же, сэр? — спросил, не смущаясь, мальчуган.
— Испания, Австрия, Пруссия, Франция.
— Это провинции, а не государства, — сказал Толине.
— Это уж слишком! — крикнул Паганель, срывая с себя очки.
— Конечно, провинции. Столица Испании — Гибралтар…
— Восхитительно! Чудесно! Бесподобно! Ну, а Франция? Я ведь француз, и мне хотелось бы знать, кому я принадлежу.
— Франция? Это английская провинция, — ответил спокойно Толине. — Главный город Кале.
— Кале! — крикнул Паганель. — Как! Ты считаешь, что Кале до сих пор принадлежит Англии?
— Конечно!
— И ты думаешь, что это главный город Франции?
— Да, сэр. И там живет губернатор лорд Наполеон…
Неудержимый смех Паганеля не дал Толине докончить фразу. Мальчуган не знал, что и думать. Его спрашивали, и он старался ответить как можно лучше. Но курьезность его ответов не могла быть поставлена ему в вину: он даже не подозревал о ней. Все же юный австралиец не казался смущенным и с серьезным видом ждал конца этого непонятного для него смеха.
Что, вы полагали, что альтернативную реальность можно создать только с помощью Интернета?
Да, бросьте, это прекрасно удавалось даже в дотелевизионную эру. И не думайте, будто Жюль Верн, как француз, клеветал на бедных англичан. Нет, он описывал реальность. Реальность очень удобную для колонизаторов:
— Вот как преподают географию в Мельбурне! Подумать только: Европа, Азия, Африка, Америка, Океания — все, весь мир принадлежит англичанам! Черт возьми! При таком воспитании я понимаю, что туземцы подчиняются англичанам… Ну, Толине, а как луна? Что она — тоже принадлежит англичанам?
— Будет принадлежать им, — с серьезным видом ответил маленький дикарь.
Что, уже не очень смешно? Вам это что-то напоминает?
Школьный учитель может подарить вам целый мир, а правильно подобранная информация сделает этот мир надежным и непоколебимым. Вопрос только в том, какой мир предполагается создать. В Британской империи Толине не относился к тем, чье благополучие волновало наставников. Он был всего лишь будущим проводником чужих идей.
Что было дальше?
В некотором роде тоже очень поучительная ситуация. Лорд Гленарван подарил мальчику «Географию» Самуила Ричардсона, изданную, кстати, в Англии и очень там популярную, но... мальчик не захотел отказаться от внушенных ему идей. Утром леди Гленарван нашла оставленный для нее букет цветов, а лорд Гленарван — возвращенную «Географию».
Толине можно было понять — он был ребенком и предпочел остаться в привычном мире великих белых господ.
К счастью, мы с вами вряд ли похожи на мальчика Толине.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки