70-е годы. Свободного времени у мужиков в то время было немало. Дома жена, дети в школе или на улице. По телевизору одна программа, да и не у всех он был. Книг было мало, еще меньше читали. Выпивать весело, конечно, но чревато для здоровья, финансов и целостности семьи. Посему частенько выходили на улицу, играли в домино, карты, терли мужские дела. Сейчас такое и представить невозможно, чтобы взрослые трезвые мужики тусовались на улице 😊.
Личный автомобиль тогда был роскошью. И дорогой, и очередь на него. Потом еще гараж выбивать и стоит почти столько же. Обязательно надо уметь чинить авто, потому что в автомастерских скорее сломают машину, чем наладят. Поэтому у автовладельцев было, чем заняться. Я это писал в истории «Гаражи».
Мотоциклов, особенно с коляской, было больше. Прежде всего на огороды съездить, на природу, подвести то-сё. Летом они стояли около дома, зимой загоняли к знакомым в гаражи, в подвалы, иногда даже в квартиру.
Среди мотовладельцев Сергеич был знаковой фигурой. Почему «Сергеич», не знаю, все его звали только так. Работал он токарем-фрезеровщиком на заводе, в свободное время чинил мотоциклы. Мужик был рукастый. Плату брал не деньгами и не водкой, а запчастями. У него в гараже накопилось этих запчастей на несколько мотоциклов. Можно сказать, был «байкером» в современном понимании, хотя по дорогам не гонял. Интерес у него был другой.
Долгое время конструировал что-то секретное, никому не показывал. Потом вывел на дорогу, все ахнули. Рама от серийного «Урала» фары, сиденье и… все, больше ничего заводского не было. Мотоцикл был весь увешен аккумуляторами, двигатель электрический. То есть Сергеич собрал электромотоцикл.
В принципе, собрать двухколесного «коня» на электротяге несложно. Батарея да электродвигатель. Проблема в том, что на свинцовом аккумуляторе и обычном двигателе постоянного тока такой агрегат проедет в лучшем случае километр со скоростью 10 км/с и встанет вследствие исчерпания энергии. Он использовал серебряно-цинковый аккумулятор, раза в четыре более емкий, чем свинцовый. И бесколлекторные двигатели прямо на колесах, что существенно экономичней.
Все это нам объяснил Сергеич. На его «аппарате» можно комфортно съездить на огород и назад (километров 15). Если не развалится по дороге. Правда, тот, кто увидел такую бандуру на дороге, вряд ли проедет мимо, настолько она огромная и несуразная. Потом заряжаться ночь. Киловатт-час тогда стоил 4 копейки, так что выходило дешевле бензина. Но были другие проблемы. Аккумуляторы изобретатель где-то надыбал у военных, в продаже таких не было. Перезарядится он мог сотню раз, потом на выброс. Скорость мотоцикла регулировалась только силой тока, никаких преобразователей не было, значит при разрядке падает. Легализовать такое передвижное устройство тоже не было никаких шансов.
Сергеич покатался на этой "табуретке" несколько раз, потом случилась авария: разорвало один из аккумуляторов. Он поставил машину на ремонт и больше мы ее не видели.
Я как-то разговаривал с Борисом, сыном Сергеича. Он рассказал, что у них дома шкаф забит папками с рационализаторскими предложениями и изобретениями отца. Кроме копеечной премии, ничего этого не приносит. На заводе ничего не хотят внедрять. Хлопотно: если что пойдет не так, отвечать начальству. И выгоды никакой. План и так выполняется на 101%, выполнишь на 200%, все равно та же премия. Но в следующем году его увеличат и тогда премии не видать. Зачем пупок рвать? Поэтому Сергеич перестал изобретать на заводе, занялся вот такими поделками. Денег не приносит, но хоть какое-то хобби.
Жаль, что такие вот «чудаки» не были востребованы в Советском Союзе. Что не было заинтересованности в повышении производительности труда. Поэтому мы и проиграли капитализму.
Все мои книги на Литрес