Найти тему
Николай Цискаридзе

Поначалу было психологически сложно – ни побежать, ни вскочить резко нельзя

Меня часто спрашивают и просят рассказать о том, что со мной произошло в начале 2000-х в Париже, когда пришлось уйти в «незапланированный отпуск», как я это переживал.

В 2003 году, перед самым Новым годом я собирался танцевать в «Клавиго» на сцене старого здания парижской Оперы («Опера Гарнье»), в балете Ролана Пети – того самого, который поставил в Большом театре «Пиковую даму», где я танцевал Германна.

Репетировал, репетировал и упал прямо на сцене. Перед тем как сообщить, что у меня разрыв связки в колене, меня долго «готовили». Артисту не скажешь с места в карьер, что ему полгода нельзя танцевать, тем более перед премьерой.

С Зизи Жанмер и Роланом Пети
С Зизи Жанмер и Роланом Пети

Хотя я не гражданин Франции, но во время работы в Парижской опере имел все страховые привилегии этой страны. А послеоперационное лечение в Биаррице оплатил Большой театр.

Когда меня спрашивали: «Ну, как ты отдохнул у моря?», я вспоминал бесконечные упражнения с раннего утра до позднего вечера, массажистов, приборы...

Поначалу было психологически сложно – ни побежать, ни вскочить резко нельзя. Ходил очень медленно, что мне было несвойственно.

-3

Больно и обидно было в первые пятнадцать минут после падения. Я часто падал на сцене, я вообще был лихой мальчик. Но тут сразу понял, что произошло что-то серьезное.

В тот год у меня часто случались спазмы ног. Доктора говорили: «Вы, Коля, перерабатываете, у вас даже взгляд нечеловеческий, возьмите отпуск». Но я не внял.

Я свои спектакли никогда никому не отдавал. А сколько перетанцевал с высокой температурой! Хотя мой педагог Николай Борисович Фадеечев уговаривал: «Береги себя, я вот станцевал однажды "Лебединое озеро" с температурой 38 и заработал астму».

С Николаем Борисовичем Фадеечевым
С Николаем Борисовичем Фадеечевым

Но тот вынужденный перерыв дал мне возможность передохнуть и подумать. Поспать, в конце концов. Тогде же появилось время, чтобы как следует освоить компьютер. У меня с техникой всегда были сложные отношения. Не умел хорошо печатать, поэтому долго искал буквы.

Еще было приятно, что я не только из России, но и из Франции получал колоссальное количество сообщений от поклонников, они выражали сочувствие в связи с той травмой. Я вроде там не родной, а меня помнили!