Есть одна проблемка. С раннего детства мы привыкли сортировать культуры, раскладывать их по полочкам.
В учебнике по истории Древнего мира есть отдельные параграфы про Древний Египет, Грецию, Рим, Вавилон. В итоге мы волей-неволей начинаем воспринимать эти культуры изолированно.
При этом теоретически мы знаем, что человечество не сидело на месте, оно все время перемещалось, кочевало, искало лучшей доли. Бежало от изменений климата, в конце концов: на севере на пятки наступали ледники, на юге Сахара из гостеприимного оазиса вдруг превратилась в пустыню...
Вместе с ним, с человечеством, путешествовали мифы, сказки, легенды. Слова, разумеется.
Но стоит в нас какой-то блок, из-за чего выстраивание аналогий между славянской и индийской мифологиями вызывает недоверие и протест. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Несите нюхательную соль.
Вот вам конкретный пример, из моей жизни: ракушки каури.
Добывают их в теплых странах. Юг Азии, Австралия, Восточное побережье Африки... Они широко использовались для обрядовых целей, гадания. Служили и как деньги.
И эти же ракушки я увидела в музее в Старой Руссе прошлым летом. Скажу честно, было немного неожиданно обнаружить этих южанок среди славянских височных колец.
Вот пожалуйста. Ракушка-путешественница. В теории все знаем, но все равно этот кусочек тропиков выглядит каким-то слишком чужеродным пятном в наших северных широтах.
Однако это просто стереотипы, не более.
А вот вам индийский бог загробного царства, Ямарадж. Яма.
Его сопровождают два четырехглазых пса Сарамейя.
Как у любых приличных индийских божеств, у собак есть комплект дополнительных имен.
Так вот, альтернативное имя одной из собак — Шарбар, пятнистый.
"Скелет" из согласных такой же, как у Цербера. Вот ниточка протянулась к античной Греции.
Ну и есть искус, конечно, сравнить яму и Яму.
Хотя "Яма" — это "близнец".
Но все же...
Вот то же слово огонь, агни: они точно — близнецы. Подтверждает это известный лингвист Трубачев.
Из индийского "агни", как из матрешки, он извлекает до боли знакомый корень: "гн", связанный со словом "гниение".
То есть по сути огонь — а-гн, то, что предотвращает гниение.
Это несколько странно, ведь нам кажется, что огонь — он прежде всего для обогрева, света, приготовления пищи... Однако язык зафиксировал факт, что в древности его важнейшая функция была связана с погребением. Возможно, в какой-то момент люди столкнулись с эпидемиями, что вынудило заменить ингумацию на кремацию.
Яма, которая русская, и Яма, который индуистский, тоже втянуты в орбиту загробных ассоциаций. Поэтому — кто знает, кто знает, может, все-таки они родственники...