Найти тему
Музей Оранэлы

Прогулка по Петергофу без фонтанов

Самый быстрый и простой способ попасть к знаменитым петергофским фонтанам – это сесть на маршрутку у станции метро «Ленинский проспект» или «Автово» и, помолившись перед небезопасным путешествием, домчаться до вожделенного водного рая.

Но самый правильный путь в Петергоф – на электричке: с Балтийского вокзала или с платформы «Ленинский проспект». Выйдя у великолепного Петергофского вокзала, можно не спеша познакомиться с самим городом Петергофом. Он прекрасен и без фонтанов, таит в себе немало интересных историй о временах «рыцарей на тронах», бесстрашных гвардейцев, прелестных фрейлин и балерин, и, конечно, неизбежных интриг, дуэлей и разбитых сердец.

Петергофский вокзал и памятник барону А.Л. Штиглицу

На станции Новый Петергоф нас встречает самый красивый на всем Балтийском направлении железной дороги вокзал…

Фото Vvk121
Фото Vvk121

Выстроен он в 1857 году в стиле неоготики по проекту Николая Бенуа. В то время это была доминирующая тема петергофской архитектуры, апофеозом которой стали гигантские Императорские конюшни, созданные все тем же Бенуа. Знакомство с ними у нас впереди.

Аудиогиды по Санкт-Петербургу, Выборгу, Гатчине, Кронштадту, Петергофу, Царскому селу и для поездки на "Сапсане"

Чтобы увидеть главную красоту, придется вокзал обойти. Оно того стоит. Фасад этого шедевра на самом деле не виден прибывающим пассажирам и обращен к Ораниенбауму. Николай Бенуа позволил себе импровизацию на тему собора итальянского города Орвието. В его обмере и реставрации Бенуа принимал участие во время своей заграничной поездки.

На площади перед вокзалом очень кстати установлен памятник Александру Людвиговичу Штиглицу. На его средства (2 миллиона рублей!) была построена первая в России частная железная дорога – Петергофская. Летом 1857 года от современного Балтийского вокзала сюда, в Петергоф, началось движение поездов. Дорога принесла Штиглицу огромную прибыль.

Преумножив богатство древнего баронского рода, Штиглиц много уделял внимание меценатству. Александр Людвигович завещал после смерти различным благотворительным организациям 38 миллионов рублей. Таких средств на социальные нужды не тратило даже само государство.

Александрийский парк

Сразу от вокзала начинается Александрийский парк. Его не следует отождествлять с парком Александрия, который находится за Санкт-Петербургским проспектом. Название обоих парков связано с именем жены Николая I – Александры Федоровны и были частью ее Собственной дачи.

Фото Дмитрий Браиловский
Фото Дмитрий Браиловский

С 1734 года при Анне Иоанновне, страстной охотнице, здесь располагались царские охотничья угодья – Большой, или Олений, зверинец. При Николае I под руководством садового мастера Петра Эрлера территорию осушили, вырыли пруды, на которых устроили три острова. На островах построили Чугунную беседку и Швейцарский домик. Увы, они не сохранились.

Через парк проложили гравийные дорожки, посадили берёзовые рощи, группы дубов, ели и сосны. Сохранилась караульня перед входом в парк, построенная в 19-м веке. Его можно увидеть по правой стороне перед перекрестком с улицей Дашкевича. Рядом, кстати, будет и дожившая чудом до наших дача Виноградовой.

Уланский городок (ул. Аврова, 33)

Уланский гвардейский полк был основан братом Николая I великим князем Константином Павловичем. Первое место его квартирования – Стрельна, которая тому и принадлежала. Однако следующий владелец Константиновского дворца – Константин Николаевич (сын Николая I) коней любил постольку-поскольку. Главным увлечением его было море. Поэтому к 1837 году новый уланский городок выстроили в Петергофе и перевели конных гвардейцев сюда.

Фото Citywalls.ru
Фото Citywalls.ru

Главной осью Уланского городка служит улица Аврова (бывшая Мариинская). Под общим номером 33 здесь в неплохом виде сохранился казарменный комплекс.

С 1958 года здесь разместилось Высшее общевойсковое командное училище им. С.М. Кирова или сокращенно ЛенВОКУ. Визитной карточкой училища было бывшее здание Офицерского собрания Уланского полка по адресу Константиновская улица, 25. Там и сегодня размещается музей этого прославленного заведения.

В 1999 году училище, выпустившее 20 тысяч офицеров, оказалось ликвидировано. В 2000-м году в эти места переехала легендарная «Стрелка» – Санкт-Петербургская специальная средняя школа милиции. Среди выпускников школы, размещавшейся в Троице-Сергиевой пустыни – известный журналист и общественный деятель Дмитрий Пучков, известный как «Гоблин».

Бывший манеж Уланского полка (ул. Аврова, 22)

Сегодня здесь действует спорткомплекс «Петродворцовый». Первоначально деревянное здание в 1861 году в камне перестроил известный архитектор Геральд Боссе.

Фото Сitywalls.ru
Фото Сitywalls.ru

Здание поражало своими размерами. Его длина по главному фасаду, которое архитектор не стал особо украшать, более 50 метров. Используя сложную конструкцию металлических стропил, Боссе сумел перекрыть довольно большой пролёт без промежуточных опор.

Сегодня в здании, где проводили конные тренировки уланы, работает бассейн с несколькими дорожками, площадка для тренировок и хоккейная коробка с искусственным льдом.

Церковь Уланского полка (не сохранилась)

Вокруг Николая I, как это часто бывало с другими императорами, сложился круг архитекторов-любимцев, «попавших» во вкус царя и начинавших получать хорошие заказы. Правда с уходом императоров, уходили и архитекторы, иногда в буквальном смысле, то есть в мир иной. Оставшиеся без заказов и денег, забытые и уставшие.

-5

Таким был Константин Андреевич Тон. Драматическая судьба ждала все построенные им храмы. Он создал уникальный русско-византийский стиль, оттенявший модную в то время европейскую рыцарскую готику.

Стиль, придуманный Тоном, импонировал императору Николаю I. Константин Андреевич даже разработал типовой проект для полковых храмов, которые начали строиться в Санкт-Петербурге и за его пределами. Такие строения рассчитывались на молебен сразу всего полка – от 3 от 5 тысяч человек. Но после революции они все до одного были снесены. Та же участь ждала и его главное творение – Храм Христа Спасителя в Москве.

Один из полковых храмов Константин Андреевич Тон построил здесь, в городке Лейб-гвардии Уланского полка. Его место точно указывает перекрестие улиц Аврова и Никольской.

Пятикупольный храм свв. Петра и Павла возвели в 1839 году. На освящении лично присутствовал Николай I с супругой Александрой Федоровной.

В 1930-м году храм снесли.

Дома Александра Гейрота у Ольгина пруда (Никольская ул., 11)

У Ольгина пруда в конце Никольской улицы под одним номером – 11 – стоят рядом два дома – каменный и деревянный. Они строились на смежных участках и принадлежали одному хозяину – Александру Федоровичу Гейроту.

При Николае I в Петергофе начинают давать в потомственное владение участки под частную застройку. Условия, правда, были довольно жесткие. Возводить дома надо было по проектам, утвержденным императором и в стиле, соответствующим царской резиденции. Строительство надлежало начать в два года. Участки при этом были довольно обширные. Несмотря на строгие правила, спрос на них наблюдался большой.

Фото Citywalls.ru
Фото Citywalls.ru

В 1850 году напротив Колонистского парка строится деревянный дом для старшего советника управляющего Петергофом Александра Гейрота. Дом украшен красивой резьбой.

Конечно, когда-то существующий вокруг сад не дошел до наших дней, но рядом с домом сохранилась небольшая беседка. Спустя несколько лет на участке рядом появился еще и каменный особняк с небольшой башней.

Ну а Александр Гейрот – человек в Петергофе был известный. Участник военных компаний, его перевели в 1848 году на работу в Петергофское дворцовое правление. Александр Федорович относился к работе ответственно, император даже как-то объявлял ему благодарность за чистоту в городе. Здесь у Ольгина пруда он жил со своей супругой Натальей Львовной и детьми.

Но больше всего Александр Федорович известен своим трудом по истории Петергофа. Это очерк-путеводитель «Описание Петергофа» 1868 года, где автор рассказывает об истории и основных достопримечательностях города и его парков. Книга переиздается до сих пор!

Колонистский парк

Петергоф – город парков. Наиболее известны, конечно, Нижний и Верхний, где находятся знаменитые фонтаны. Но для искушенного любителя прогулок в полном распоряжении обширные зеленые зоны, словно созданные для наслаждения рукотворной природой.

Один из петергофских парков – Колонистский, расположен в самом центре города. Когда-то на этом месте находилось Охотное болото, где водилась пернатая дичь. Но при императоре Николае I внешний вид всего Петергофа начинает меняться. Строятся красивые дачи и разбиваются прекрасные сады.

Фото I, Lite
Фото I, Lite

Новый парк на месте болота получил название Колонистского, потому что когда-то рядом находилась небольшая немецкая колония. Давно уже нет уютных домов колонистов, а название парка осталось.

В 1830-1840-х годах садовый мастер Петр Эрлер и архитектор Андрей Штакеншнейдер создают здесь своеобразный «уголок Италии».

Центральную часть парка занимает водоём неправильных очертаний, названный в честь одной из дочерей императора – Ольгин пруд. Он одновременно является частью фонтанной системы Петергофа.

На двух искусственных островах построили изящные павильоны Царицын и Ольгин. Попасть туда можно было только по воде. Царицын павильон напоминает античную виллу – подобные строили когда-то в древних Помпеях. Андрей Иванович Штакеншнейдер создает сей павильон для императрицы Александры Федоровны.

Вторая вилла – на Ольгином острове, строится как подарок императора своей дочери. Ольгин павильон тоже похож на итальянскую виллу, но уже не античных времен. Он должен был напоминать Ольге Николаевне о счастливом времени, проведенным ею на Сицилии, где она встретила своего будущего супруга.

Собор свв. Петра и Павла в Петергофе

Собор святых апостолов Петра и Павла – городская доминанта города Петергофа. Его высокая колокольня и купола видны издалека даже со стороны залива.

Собор выходит на главную улицу города – Санкт-Петербургский проспект. Выглядит храм нарядно, ярко и благородно одновременно. Строился он в конце XIX – начале XXвека по проекту архитектора Николая Султанова в модном тогда неорусском стиле. Александр III лично указал место – у Ольгина пруда.

Фото Алексей Федоров
Фото Алексей Федоров

Закладка храма состоялась уже при Николае II в 1895 году, а освящение – в 1905 году.

Вокруг храма вырос целый городок. Например, были построены здания котельной и электростанции, а на другой стороне проспекта – церковно-приходская школа. С колокольни собора и сегодня открывается великолепный вид на Петергоф и окрестности.

В советское время собор свв. Петра и Павла закрыли. Здание использовали как склад. В годы войны оно подверглось сильным обстрелам. Реставрация храма началась только в 1970-х годах. А 9 июля 1994 года собор был вновь освящен патриархом Алексием II.

Памятник композитору А.Г. Рубинштейну

В небольшом сквере на углу Правленской улицы и Санкт-Петербургского проспекта, недалеко от ограды Верхнего сада, в 2005 году установлен памятник композитору Антону Григорьевичу Рубинштейну. Автор проекта – известный скульптор Григорий Ястребенецкий.

-9

Бюст великого русского композитора и пианиста, основателя Русского музыкального общества и первой в России консерватории, не случайно появился именно в Петергофе.

Здесь у Антона Рубинштейна была дача. Находилась она, правда, в другой части города – недалеко от Ораниенбаумского спуска. C этим домом были связаны последние двадцать лет жизни музыканта. Петергофская дача была любимым местом работы и отдыха великого композитора. Здесь он создал множество замечательных произведений. В Петергофе он и скончался в 1894 году.

Прекрасная вилла семьи Рубинштейна, к сожалению, не сохранилась до наших дней – она была разрушена в годы Великой Отечественной войны.

Крестовоздвиженская церковь (Правленская ул., 12)

В этой части города Петергофа, прилегающей к главным паркам и Большому дворцу, строили в основном здания, принадлежащие Дворцовому ведомству. Это были дома для служащих и для гостей, приглашенных в императорскую резиденцию.

Улица, которая проходит вдоль ограды Верхнего сада, носит название Правленской, так как именно на ней располагалось когда-то Дворцовое правление.

Фото Citywalls.ru
Фото Citywalls.ru

На углу Правленской улицы и Санкт-Петербургского проспекта можно увидеть здание с башней, выделяющееся среди остальных построек. На этом месте с 18-го столетия располагался Мастеровой двор – столярная, слесарная, малярная, кровельная, водопроводная, обойная и другие мастерские.

Еще при Анне Иоанновне, по проекту Михаила Земцова, здесь построили деревянный дом, на башне которого висел колокол, возвещавший о начале рабочего дня. Устроенная под ним арка как раз и выводила на Мастеровой двор. Затем дом перестроили в камне.

В Петергофе долго стоял вопрос о необходимости зимней церкви, но подходящего здания никак не могли найти. Под храм в итоге решили отдать помещение в каменном доме, занимаемом Петергофским Дворцовым правлением. Тогда же заложили арку (потом ее закрыли), ведущую на Мастеровой двор, а флюгер на башне заменили недвижимым крестом.

Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – Крестовоздвиженская, была открыта в 1832 году. Помещение, правда, получилось довольно тесное и не очень удобное. Но некоторое время Крестовоздвиженская церковь была единственным общедоступным храмом города.

Фрейлинские дома

К площади перед Большим Петергофским дворцом примыкают два корпуса, составляющие, кажется, с ним единый ансамбль. Здания выглядят так, будто строил их сам Растрелли. Перед нами пышное Елизаветинское барокко во всей его красе и утонченности...

Фото Mhoser
Фото Mhoser

Но на самом деле, эти дома построены на сто лет позже творения Растрелли. Автор проекта – Николай Леонтьевич Бенуа, главный архитектор Петергофа при императоре Николае I. Так как зданиям предстояло украшать площадь рядом с Большим дворцом, Николай Бенуа проектирует эти два корпуса в стилистике узнаваемого растреллиевского барокко.

Фрейлины составляли свиту императрицы или великой княгини. Звание давалось представительницам дворянских родов. Как правило, это были незамужние девушки. Когда фрейлина выходила замуж, это звание с нее снималось.

На такой должности без труда можно было найти хорошего жениха. К тому же девушкам также полагалось приданое от Двора. Поэтому фрейлины всегда были в центре мужского внимания и дворцовых интриг.

В одном из бывших Фрейлинских корпусов расположен ныне Музей семьи Бенуа. Открылся он в 1988 году.

Красный пруд

Большой водоем, расположенный между Лихардовской улицей и Александровским шоссе, носит название Красного пуда. Он входит в водопроводящую систему Петергофа, которая создана еще при Петре I и позволяет знаменитым петергофским фонтанам работать целый день бесперебойно.

-12

Система эта дополнялась и совершенствовалась вплоть до середины 19-го столетия. Красный пруд выкопали уже в царствование императрицы Анны Иоанновны. Он служит водоемом-накопителем для действия Драконова каскада (он же «Шахматная гора»), Римских фонтанов, императорской купальни (фонтан «Солнце») и монплезирских фонтанов.

Считается, что в прежнее время близ этого пруда находились деревянные конюшни, окрашенные в красный цвет. От них название перешло впоследствии к пруду, который и сейчас называется Красным, хотя сами конюшни давно уже не существуют.

В Красный пруд ведет проток из Ольгина пруда. А параллельно ему идет другой небольшой канал, который назывался когда-то Щёголевым. На него выходили дворовые постройки центральной улицы Петергофа – Санкт-Петербургской.

Театральная площадь (площадь Жертв Революции)

Площадь Жертв Революции в Петергофе получила свое название в 1927 году. В центре нее тогда установили памятник участникам революции, Гражданской войны и кронштадтских событий.

Но когда-то эта площадь носила название Театральной, потому что на ней стояло здание великолепного Петергофского Императорского театра, перестроенное из бывшего манежа Драгунского полка.

Фото Г. Александрова
Фото Г. Александрова

В 1837 году в театре начались спектакли. Попасть на представления, особенно когда туда приезжали представители царской семьи, было непросто. Летом 1910 года в здании Петергофского театра вспыхнул пожар. Великолепная постройка сгорела дотла, восстанавливать театр не стали.

Почта

Это здание похоже на маленький средневековый замок. Зубчатые башни, стрельчатые окна, арка-проезд на внутренний двор...

Почта на дороге Петербург – Ораниенбаум была утверждена еще Петром I. Новое здание строится по проекту архитекторов Альберта Кавоса и Николая Бенуа. Их связывали не только профессиональные узы, но и родственные. Николай Леонтьевич Бенуа женился на дочери Кавоса – Камилле. Сам же Альберт Катеринович Кавос занимал должность главного архитектора императорских театров и Департамента почт.

Фото Citywalls.ru
Фото Citywalls.ru

Так и появилась совместная работа тестя и зятя. В 1850 году Бенуа был назначен главным архитектором Петергофского дворцового правления. Его обязанностью стало следить за состоянием города и руководить его строительством.

Почту-замок достроили в 1853 году. Ворота ведут на внутренний двор, где и сейчас можно увидеть сохранившиеся старые каретные сараи.

И в наши дни здесь расположено почтовое отделение, откуда можно отправить письмо своим друзьям и родным. А можно и самому себе, сделав таким образом уникальный сувенир – открытку со штемпелем одной из самых старых почт в России.

Дом П.Ф. Струкова

Дом Струкова – это самое красивое здание, относившиеся к комплексу военного городка Лейб-гвардии Уланского полка в Петергофе. С него мы начали нашу прогулку!

Как мы помним, Лейб-гвардии Уланский полк был переведен в Петергоф из Стрельны. При Николае I для него начинают строить солдатские казармы у Александрийского парка, которые мы осмотрели в начале прогулки. А на Санкт-Петербургский проспект выходят дома, где жили уже офицеры этого полка. Одним из них и является дом поручика лейб-гвардии Уланского полка Петра Ананьевича Струкова.

Фото Ulyana a
Фото Ulyana a

Говорили, что у Александра Струкова было интересное увлечение – выращивание и сбор на своем участке лесных грибов. Летом Струковы, как и многие другие жители Петергофа, также сдавали комнаты дачникам.

До недавнего времени в этом нарядном здании на Санкт-Петербургском проспекте находился Петергофский Дворец бракосочетания.

Императорские конюшни

Самым масштабным строением в Петергофе, по площади даже превосходящим Большой дворец, является комплекс Дворцовых конюшен.

Самым масштабным строением в Петергофе, по площади даже превосходящим Большой дворец, является комплекс Дворцовых конюшен. Построено это чудо в 1840-х годах, когда Николаевский Петергоф начинает подходить к вершине расцвета. В некотором смысле мега-конюшни и есть символ того самого расцвета.мвол того самого расцвета.

Фото Kengur
Фото Kengur

К зениту восходит и талант 33-летнего Николая Бенуа. Он только что получил звание академика архитектуры и вернулся из зарубежной поездки, пресыщенный впечатлением от европейской готики.

Император Николай Павлович, как и его отец Павел I, видел себя «рыцарем на троне». Отсюда и связка образов «рыцари – кони – готика – незыблемость – вечность». Это ключ к пониманию архитектурных вкусов той эпохи.

Конюшни на этом месте существовали еще с Петровских времен. Но Петр I «не делал из коня культа». Культ возникает при его праправнуке Николае. Гигантские конюшни по его желанию должны были вмещать три сотни лошадей! Таких конюшен не было ни у одного европейского монарха.

В центре комплекса находился манеж со специальной императорской ложей. Кроме этого в комплекс входили конное ведомство, жилые дома для служащих, кузница, ветеринарная лечебница, каретная, сеновалы, кладовые для фуража.

Николай Бенуа задумывает гигантскую 200-метровую сквозную перспективу Конного дворца из череды арочных ворот. Правда, царь не сразу понял замысел, хотя и неплохо разбирался в архитектуре. Но почему-то Николаю виделась в самом центре кузница, которая неизбежно закрыла бы перспективу.

Бенуа пошел на хитрость и сделал специальный чертеж с вклейкой-перевертышем как в детских книгах, которая помогала сравнить царский и архитекторский замысел. Царь, говорят, посмеялся над находкой архитектора и согласился.

Увы, началась Крымская война. Финансирование этого конного рая пришлось ограничить. Так и не устроили гигантский бассейн для купания лошадей. Да что там бассейн! Не хватило даже денег на конные скульптуры Петра Клодта, которые должны были довершить образ чудо-конюшен.

Знаковым оказался эпизод, случившийся с Николаем I во время конной прогулки в окрестностях любимого Петергофа. Считавший непобедимым русскую кавалерию, во время конной прогулки совсем недалеко от берега всесильный император увидел невообразимую для себя картину: на рейде недалеко от Кронштадта стояли современные английские боевые корабли... Так закончился золотой век Николаевского Петергофа.

Именно слабость русского флота, которому увлеченный конями Николай I не придавал должного значения, стали причиной поражения в Крымской войне. Лишь его сын Константин Николаевич начнет заново возрождать славу морской державы.

После революции в конюшнях разместился санаторий «Петродворец». Благо в гигантском комплексе нашлось место и для спальных корпусов, и для процедурных, и для столовой, и для водолечебницы. После закрытия санатория, Дворцовые конюшни пришли в запустение.

В последнее время начинается возрождение этого шедевра архитектуры как конно-спортивного клуба.

Такой вот он, Петергоф без фонтанов!

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL