Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Злоключения сельских учителей в царской России. Часть 2-ая. Учительницы и волостной писарь

О положении народных учителей в начале XX века рассказывает газета «Пермский край» в небольшой, но примечательной заметке.

Две учительницы отправились к волостному писарю за пакетом. Зайдя во двор дома писаря, они постучали в запертую дверь – открыла кухарка.

- Дома господин писарь? – спросили ее учительницы, попав из сеней прямо в темную кухню.

- Дома, - был ответ.

И действительно, из соседней комнаты вышел писарь – брюнет лет 30, среднего роста. Дамы представились.

- Очень приятно – пробурчал писарь: - прошу заходить…

- Мы, ведь, собственно, по делу – сказала одна из них, Марья Андреевна, когда они все вместе вошли в маленькую столовую с пыхтящим на столе самоваром, возле которого хлопотала хозяйка, молоденькая жена писаря – говорят, что прислан нам пакет от инспектора, так нельзя ли получить его?

- А вот я чаю напьюсь, так потом – последовал лаконичный ответ, и величественный писарь принялся за чаепитие.

Он пыхтел, отдувался, и время от времени отгрызал от большого куска сахара. Учительницы сидели и ждали. Наконец, осилив второй стакан, писарь с видом великого благодетеля, обратился к ним с вальяжным вопросом:

- А вы не хотите ли по стаканчику с дорожки-то? – и велел жене угостить изнывающих гостей.

Учительницы, выпив по чашке, стали благодарить хозяев, но тут писарь как будто очнулся и спросил жену:

- А ведь у нас где-то варенье было?

- Да, ты разве хочешь?

- А давай.

И стал пить чай с вареньем. На этом дело не кончилось, тут наш писарь вспомнил еще о печенье… Бедные учительницы. Каждая мелкая сошка мнила себя господином. Как на сковородке сидели они на стульях во время этого чаепития с печенье и вареньем, надо ли говорить, что последние «яства» не были предложены дамам?

-2

И вот раздалось последнее богатырское «ппуфф!», и довольный своей мелкой выходкой мелкий служка, встал таки из-за стола. Он с важным видом несколько раз прошелся по комнате, остановился перед зеркалом, привел не спеша себя в порядок, не торопясь оделся и наконец, соизволил отправиться в волостную управу вместе с учительницами выдавать им пакет. Хотя, надо полагать, там он бывал нечасто в служебное время, раз дамы сразу пошли к нему на квартиру – дело, видимо для тех мест и того времени обыденное.