Найти тему
Заметки молодого отца

Как дети начинают ненавидеть друг друга? Эксперимент "Пещера разбойников". Все, как у взрослых

Вроде бы все понимают, из-за чего могут начаться конфликты между двумя большими группами. Понимают, как устроена эта группа. Как она формируется. И какие условия способствуют окончанию вражды.

Но, что, если провести эксперимент среди детей? Можно ли искусственно зародить в них враждебность и ненависть друг к другу? Можно ли потом их помирить, создав все те же искусственно-смоделированные ситуации?

"Пещера разбойников" - это не про пиратов.

Подобная идея возникла у турецкого психолога Музафера Шерифа, который решил узнать, как возникает враждебность.

Музафер Шериф
Музафер Шериф

В период с 1948 по 1961 годы психолог Шериф вместе со своей командой решил провести эксперименты среди детей, чтобы доказать несколько гипотез.

22 мальчика в возрасте 11 - 12 лет были приглашены в якобы детский лагерь. Конечно же, никакого лагеря не было и в помине, это был, скорее, полигон для психологического испытания.

Родители, как и сами дети, ни о чем не догадывались. Руководители проекта пообещали, что их дети будут отдыхать в специальном лагере, который взращивает настоящих лидеров, правда с оговорочкой на возможность научного наблюдения. Но родители были согласны на все.

Вместо вожатых в этом лагере были научные сотрудники, а вместо спортивных и развлекательных мероприятий - психологические эксперименты.

С самого начала мальчишек поделили на 2 группы. Обе группы не знали о существовании друг друга и думали, что на территории "лагеря" они единственные.

Эксперимент состоял из 3 фаз:

1. Знакомство внутри своей группы

Дети должны были перезнакомиться друг с другом. В процессе общения, игр и совместного времяпрепровождения внутри этой группы сформировалась иерархия. Возникли некоторые внутренние правила, символика, которые соблюдали дети.

2. Случайная встреча. Конфликт

Спустя сутки после начала эксперимента, как только в обеих группах сформировалась иерархия, психологи переходят ко второй фазе. Они устраивают случайную встречу между двумя группами.

Обе команды на перетягивании каната
Обе команды на перетягивании каната

Цель руководителей эксперимента на этом этапе - зарождение враждебности и ненависти между двумя командами. Для этого они устраивают различные провокации, связанные со спорт. состязаниями (с очень хорошими призами), кражей личных вещей и пр.

Одна из групп вешает свой флаг
Одна из групп вешает свой флаг

Возникает конкурентная борьба между командами, которая и перетекает в цель этой фазы. Между двумя группами постоянно происходят стычки, драки, недопонимание, агрессия.

3. Примирение

Психологи вновь создают искусственные условия, которые позволили бы участникам эксперимента прийти к миру. В первый раз научные сотрудники блокируют доступ к ручью, и мальчишкам ради решения общей проблемы приходится сплачиваться.

Во второй раз дети остаются без еды, "вожатые" аргументируют тем, что в двух километрах от лагеря сломался грузовик. Мальчишки вновь объединяются и мирно, дружно отправляются на поиски провизии.

В ходе эксперимента Шерифу удалось доказать несколько предположений:

  • Незнакомые люди, независимо от возраста, сбиваются в группы. Формируется иерархия.
  • Конкуренция между двумя группами неизбежно приводит к конфликтам. Сюда относятся и межгосударственные конфликты и противостояния на основании вероисповедания.
  • Конфликтующие стороны объединяются ради разрешения общих проблем и бед.

Слышали о таком эксперименте? Может быть знаете еще о подобных случаях в психологии?