Вроде бы все понимают, из-за чего могут начаться конфликты между двумя большими группами. Понимают, как устроена эта группа. Как она формируется. И какие условия способствуют окончанию вражды.
Но, что, если провести эксперимент среди детей? Можно ли искусственно зародить в них враждебность и ненависть друг к другу? Можно ли потом их помирить, создав все те же искусственно-смоделированные ситуации?
"Пещера разбойников" - это не про пиратов.
Подобная идея возникла у турецкого психолога Музафера Шерифа, который решил узнать, как возникает враждебность.
В период с 1948 по 1961 годы психолог Шериф вместе со своей командой решил провести эксперименты среди детей, чтобы доказать несколько гипотез.
22 мальчика в возрасте 11 - 12 лет были приглашены в якобы детский лагерь. Конечно же, никакого лагеря не было и в помине, это был, скорее, полигон для психологического испытания.
Родители, как и сами дети, ни о чем не догадывались. Руководители проекта пообещали, что их дети будут отдыхать в специальном лагере, который взращивает настоящих лидеров, правда с оговорочкой на возможность научного наблюдения. Но родители были согласны на все.
Вместо вожатых в этом лагере были научные сотрудники, а вместо спортивных и развлекательных мероприятий - психологические эксперименты.
С самого начала мальчишек поделили на 2 группы. Обе группы не знали о существовании друг друга и думали, что на территории "лагеря" они единственные.
Эксперимент состоял из 3 фаз:
1. Знакомство внутри своей группы
Дети должны были перезнакомиться друг с другом. В процессе общения, игр и совместного времяпрепровождения внутри этой группы сформировалась иерархия. Возникли некоторые внутренние правила, символика, которые соблюдали дети.
2. Случайная встреча. Конфликт
Спустя сутки после начала эксперимента, как только в обеих группах сформировалась иерархия, психологи переходят ко второй фазе. Они устраивают случайную встречу между двумя группами.
Цель руководителей эксперимента на этом этапе - зарождение враждебности и ненависти между двумя командами. Для этого они устраивают различные провокации, связанные со спорт. состязаниями (с очень хорошими призами), кражей личных вещей и пр.
Возникает конкурентная борьба между командами, которая и перетекает в цель этой фазы. Между двумя группами постоянно происходят стычки, драки, недопонимание, агрессия.
3. Примирение
Психологи вновь создают искусственные условия, которые позволили бы участникам эксперимента прийти к миру. В первый раз научные сотрудники блокируют доступ к ручью, и мальчишкам ради решения общей проблемы приходится сплачиваться.
Во второй раз дети остаются без еды, "вожатые" аргументируют тем, что в двух километрах от лагеря сломался грузовик. Мальчишки вновь объединяются и мирно, дружно отправляются на поиски провизии.
В ходе эксперимента Шерифу удалось доказать несколько предположений:
- Незнакомые люди, независимо от возраста, сбиваются в группы. Формируется иерархия.
- Конкуренция между двумя группами неизбежно приводит к конфликтам. Сюда относятся и межгосударственные конфликты и противостояния на основании вероисповедания.
- Конфликтующие стороны объединяются ради разрешения общих проблем и бед.