Пандемия негативно повлияла на все бизнес-процессы. Роль IT-технологий резко выросла. Только «цифрой» можно компенсировать потери от санитарных ограничений.
Один из ключевых процессов в b2b-оптовых компаниях — доставка партий груза. Бизнес требует и безопасности, и высокой эффективности процесса.
В рамках проекта ИНТЕРВОЛГА совместно с ЕВРАЗ разработали решение к задаче о безопасной и эффективной доставке – «Бесконтактная доставка».
Вы не раз слышали о бесконтактной доставке, например, в фуд-сервисах. Аналогичный подход применим и на производственных предприятиях.
Конечно, процессы производственных B2B-предприятий намного сложнее. Рассмотрим как работает решение на примере бесконтактной оптовой доставки в металлургической компании.
О компании-заказчике
Проект — сайт-маркетплейс для сотрудников ЕВРАЗа.
ЕВРАЗ — международная вертикально-интегрированная металлургическая и горнодобывающая компания с активами в России, США, Канаде, Чехии и, Казахстане. Входит в число крупнейших производителей стали в мире. В 2020 году ЕВРАЗ произвел 13,6 млн тонн стали.
Главная задача бесконтактной доставки товаров внутри предприятия заключается в том, что рабочий заказывает с телефона нужный инструмент (молоток, рулетка, паяльник и т.п.) и получает за 48 часов на складе. Звучит просто и доступно, но образует последовательный процесс. Процесс, который исключает кипу бумажек и тактильные контакты.
О проекте расскажем без технических подробностей.
Доставка
Особенность внедрения заключается в том, что:
- территория предприятия охраняется;
- процессы требовали автоматизации, а контакты с людьми — минимизации;
- принимать товары может только материально-ответственное лицо (МОЛ).
Как заказ попадает на территорию склада и проходит все необходимые формальные процедуры?
Размещение заказа на маркетплейсе
Маркетплейсом завода называем совокупностью различных систем (1С-Битрикс, учетная система 1С, SAP и другие), но через сайт сотрудник взаимодействует с процессами и коллегами.
С чего начинается доставка: сотрудник через мобильное устройство размещает заказ на сайте. Оформленный заказ через интеграцию попадает в систему поставщика — на склад и генерирует заранее *QR-код на въезд на территорию.
*QR-код — это двумерный тип штрих-кода, который легко считывается цифровым устройством и хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке. В нашем случае хранит ссылку на страницу заказа в маркетплейсе. Ссылку генерирует сам маркетплейс и подделать ее без знания внутренних алгоритмов нельзя.
Перевозка заказа с формированным QR-кодом
После формирования заказ отправляется на территорию заказчика. При этом, у экспедитора есть на руках документы с QR-кодами.
На въезде в территорию дежурный на КПП сканирует QR-код, который открывает веб-страницу с информацией о заказе (наименование, количество, заказчик-сотрудник и т.д.). В маркетплейсе статус доставки изменяется на «Заказ на комбинате», что дает сигнал о скором прибытии заказа.
Формирование кода для получения заказа
При этом маркетплейс формирует на сайте и в смс код приемки заказа, с которым приемщик выдвигается на встречу к курьеру-экспедитору.
Приемка и проверка товара
Приемщик принимает заказ и проверяет наличие по заказу.
Заполнение отчета о доставке
Экспедитор делает пометки в маркетплейсе о передаче или возникших проблемах в заказе. Поля с вопросами заполняются с возможностью отправления фото или видео.
Передача кода приемки
После отправки сводки о заказе приемщик называет сформированный код маркетплейсом.
Вручение заказа и подтверждение доставки
Заказ приобретает статус «Заказ вручен». Маркетплейс получает подтверждение о доставке заказа. Подтверждение личности исключает передачи товаров другим сотрудникам.
Выезд с территории
После выполнения заказа экспедитор направляется к выезду. Если выезжает с пустым «багажом», то процесс завершен.
Проверка экспедитора
Иначе, КПП сканирует первоначальный QR-код заказа и проверяет непринятые товары. Если наличие не сходится, то решается уже с сотрудниками безопасности.
Споры
Что будет, если в заказе уже после приемки обнаружена ошибка? Открывается спор.
Открытие спора по заказу
После обнаружения брака сотрудник в личном кабинете маркетплейса открывает спор по заказу. В споре указывает причину и подтверждает фотографией.
Замена либо возврат товара
Информация по спору поступает на склад поставщику. Так как автоматизирован и этот процесс, то поставщик принимает следующее решение:
- Оспорить претензию.
- Заменить товар на такой же либо аналогичный.
- При отсутствии подходящей замены бракованный товар возвращается.
Передача товара приемщику
Если было принято второе или третье решение, то сотрудник передает приемщику товар.
Генерация QR-кода возврата
После подтверждения возврата маркетплейс генерирует QR-код и приемщику остается только ждать экспедитора. Процесс аналогичен доставке, но допускается вариант и пустой машины.
Передача товара для возврата
Приемщик передает бракованный товар с наклейкой QR-кода экспедитору.
Замена товара
Происходит обмен на «целый» товар: экспедитор передает приемщику. При возврате этот этап пропускается.
Выезд с территории с браком
На выезде сотрудник КПП подобным образом проверяет экспедитора, сканируя QR-код и проверяя на маркетплейсе. После проверки выпускает.
Результаты внедрения
После автоматизации процесс бесконтактной доставки внутри предприятия стал очень простым. Даже при наличии такого количества этапов, формирования qr-кодов, отправки смс-ок, этапов возврата и обмена.
Решение «Бесконтактная доставка» снизило риски для здоровья сотрудников компании и ее поставщиков, сократило время на оформление документов.
А время и здоровье людей – это эффективность работы предприятия.
Полезные ссылки:
• Разработка и доработка проектов на 1С-Битрикс.
• Настройка интеграции с 1С любой сложности.