Наша память - причудливый узор впечатлений, почёрпнутых откуда только можно. Вот пример.
В книге «О психологии бессознательного» Карл Густав Юнг, говоря о подходах Фрейда, упоминает, что в конце концов тот дошёл до мысли, что кроме либидо, жизнетворной энергии, есть ещё инстинкт смерти, разрушения. И тут Юнг делает примечание, что, вообще-то эта идея (про разрушительную энергию) принадлежит его ученице - доктору Сабине Шпильрейн.
Сабина Шпильрейн... Ей, её отношениям с Юнгом посвящён фильм «Опасный метод», основанный более-менее на реальных событиях. О том, что она была его пациенткой (с неврозом мазохистского толка), а потом, поправившись, сама стала психологом, и, памятуя о личном опыте, выдвинула идею о деструктивном начале человека, которое существует помимо либидо. В кино, конечно, упор делается не на теоретические нюансы, а на личные отношения Юнга с Фрейдом (который был для Юнга кем-то вроде духовного отца) и со Шпильрейн (с которой у него был роман).
Педантичный Юнг пишет короткое примечание, отмечая заслугу своей пациентки, ученицы, коллеги и возлюбленной. Судя по собственноручным авторским предисловиям швейцарского учёного, первое издание книги вышло в 1916 году, пятое - в 1942 году, заключив в этот промежуток две мировые войны и - жизнь Сабины. В 1923 году она вернулась в советскую Россию, занималась психологией, психоанализом, насколько ей это было дозволено, оказалась в Ростове-на-Дону. В 1942 году, во время немецкой оккупации города, летом, в августе, её расстреляли.
Юнг, наверно, даже и не знал об этом. А если б узнал - подивился бы мистическим изгибам судьбы.
«Эту идею первоначально высказала моя ученица...»