Думал, что времена пионерских «а поехали по лесовозке прокатимся!?» прошли. Старая гвардия уже растит внуков и стартует только в «эпические экспедиции», а молодежь все больше по дрифту. Ан, нет! И старички живы, и молодежь умеет лебедочный трос таскать по колено в го... глине.
Традиционно все приключения начинаются со звонка друга. Так, звонит Саша Потапов с совершенно бытовым предложением прокатиться вдоль ЛЭП. Полный лайт – воздухом подышать, видео поснимать, Range Rover утопить. Ну как я мог отказаться!?
С нами два стоковых англичанина и еще не знакомые мне ребята на чем-то еще. На первый взгляд можно расслабиться, но опытная пятая точка почувствовала подвох. Поехал на УАЗе – на нем нет лебедки, но есть грязевые шины GoodYear MT/R и диски AT-Lab с бэдлоками. Заодно и проверим эту пару на реальном «лайте», а вдоль ЛЭП или вдоль газопровода, это всегда «лайт».
Как и предполагалось, легкое бездорожье началось метров через двести в виде поперечной ходовки трелевщиков вытаскивающих лес. Сапоги предательски затягивало в грязную жижу, в которой прятались бревна и другие противотанковые преграды. Ничего серьезного. Знал же!
Олигарх Потапов заручившись гарантиями, что если что, мы его вытащим назад, прыгнул в мессиво. Все приготовились развернуться и бросить его, но Гелендваген не застрял. К слову, он был единственным, как и я обутым в грязевые шины той же модели, только в большем размере.
У немца три блокировки, а УАЗ в стоке лишен этого разврата, но позориться нельзя. Патриот пошел вторым и... сел. Попытка пройти своей дорогой привела в канаву по самый бампер. После упорных боев против желающих дернуть назад и нескольких рывков УАЗ вскарабкался на бревно и переехал засаду. Я выдохнул. Не опозорился.
По моим следам решил проехать Discovery 3 и это было губительно для переднего расширителя. Если УАЗу яма оказалась побоку, то у Дискаря немного оторвало пластик. Стоковые шины не позволили зацепиться, пришлось вытаскивать и выбирать другую траекторию.
На дорожных шинах был еще Range Rover Sport, а оставшиеся три автомобиля на резине класса АТ. Короткий Гелендваген, Шеви ТрейлБлейзер и подготовленный Форд Рейнжер. На Рейнжере оказался мой сосед. Дубки становятся центром внедорожного мира: Царев, Климов, Рябинин... кто еще?
Веселье набирало градус, когда лужи становились глубже, грязь плотнее, а кочки выше. В очередной засаде снимавшая видео Лена (Лиса) Лисовская была посвящена в джиперы – то есть, полностью залита грязью с ног и до белой шапочки. Надо отдать должное, проклиная нас и весь этот оффроуд Лена держалась.
К середине пути не надо было доставать из засад только два Гелена и УАЗ. Даже боевой Форд в одной из луж вынужден был размотать лебедку и вытаскивать себя, а попутно и ехавших рядом.
Стоковые Range Rover Sport и Land Rover Discovery 3 приходилось таскать с завидной периодичностью. Наш ответ проклятым маркетологам, которые пытаются внушить, что самое важное в машине клиренс, глубина брода и умная электроника. Без правильных шин эта мишура не более, чем игрушка без батареек. Лишенные электроники Шеви ТрейлБлейзер и Форд Рейнжер на резине BFGoodrich All-Terrain ехали лучше, чем навороченные компьютеры на заводских шинах.
Добравшись почти до выхода на асфальт все решили сделать групповое селфи на фоне вырубаемого леса. Начинало темнеть, но товарищи не слушали старого еврея Мойшу Рабиновича, то есть меня, и не торопились к выходу на асфальт по светлому времени. Я боялся произносить заклинание «ночной оффроуд», но он нас настиг. Лайт же, так всегда бывает.
До асфальта оставалось около двухсот метров. Всего одна засада. Проход по ней прокатал УАЗ и всем оставалось только аккуратно зайти в колею и поддать угля. Тогда я еще не знал, что за ночь по этой колее проеду еще не один раз вперед-назад-вперед-назад...
Шеви и Коротыш проскочили засаду на раз и встали в ожидании. Я ушел вперед прокатывать дорожку до асфальта понадеявшись, что все остальные тоже пройдут, а если не смогут, то есть Гелен Потапова и Форд Царева. Но ведь просто все не бывает, правда!?
Стою на асфальте. Накачиваю шины. Чешу репу, не перегреется ли маленький ViAir 88P качая четыре 31-дюймовых колеса почти с нуля до двух с половиной. Надо ставить стационарную пневмосистему, но на Патриоте пока обходимся малой кровью. В общем, накачал. Смотрю в пампасы, что там?
Фары как были воооон у тех кустов, так и остаются. В темноте не видно, что делают, но как-то никто не двигается. Стравливать давление лень, поэтому возвращаюсь уже на накачанных колесах. УАЗ едет намного хуже, но каким то боком гребет и тащит меня в темную неизвестность. Надо бы еще люстру помощнее, а то как крот в помойном ведре.
Ночной оффроуд бессмысленный и беспощадный! (Книга мудрости джипера).
Меня ждала отличная новость: у Мерседеса кончилась коробка, а Дискавери лишился ШРУСа. При этом Мерс стоит в болотине, а Диско где-то за бугром, перед которым та болотина с терпящим бедствие Гелендвагеном.
Все просто, желающие срезать «читеры» решили идти не по моим следам, а свернуть на травку и обойти по твердому. Твердое кончилось в болоте, которое Потапов почему-то назвал «твердой землей». Поверив недоштурману я заехал туда, чтобы дернуть Мерседес и утопил морду по самый несуществующий шноркель. Болото обрадовалось УАЗу и втянуло его с липким удовольствием.
На этом можно было закончить рассказ. Но это была только первая часть. Дальше наступил любимый всеми ночной оффроуд.
Детишки, никогда не покупайте тросы в магазинах автозапчастей за 200 рублей. Даже, если они патриотично раскрашены в цвета российского триколора. Чтобы развеять миф о непоколебимости "триколора" порвали два троса, прежде чем достать нормальные динамические стропы из своих багажников. Снобы блин... но иначе люди не понимают, что с таким ездить низзя.
Вытащили из засады Мерседес, который каким-то чудом с дохлой коробкой выехал к асфальту. Потом последовал Range Rover Sport. Его УАЗ тащил почти до самого выхода, так как проходимая колея уже превратилась в аттракцион для смелых духом и слабых умом.
Оставшиеся «в бою» Форд и УАЗ взялись за спасение лишенного хода Дискаря. Где-то через час я уже постил в Facebook, что нам нужен полноприводный грузовик иначе Дискавери не вытащить.
Бегемота из болота тащили долго. Лебедкой вытаскивали на бугор. Потом Форд ушел вперед и приготовился вытаскивать УАЗ с Диско на тросе, так как была опасность свалиться в тракторную колею. УАЗ раза с пятого только смог выдернуть Диско на стартовую площадку перед колеей и по ней еще раз десять пришлось дергать, чтобы дотянуться до лебедки с твердой земли.
Даже после «твердой земли» пришлось вытаскивать этого «Бегемота» и лебедкой, и тросом, и паровозиком ехать втроем. На асфальте его ждет эвакуатор, а мы своих не бросаем. Вытащили!
В итоге:
Сочетание УАЗ Патриот, диски с бэдлоками AT-Lab и резина GoodYear MT/R с кевларом просто отличное.
Травимся до 0,5 и эта компания становится вездеходом. Не хватает блокировки заднего межколесного, которая будет в обновленном Патрике. А если еще лебедку, то 31-дюймовых колес для большинства случаев будет достаточно.
Мерседес Гелендваген на таких же как у УАЗа шинах вообще зверь, если только коробка исправна. Короткий Мерс G-Klasse на АТ-шке тоже неплох, но на то он коротыш и на то он Гелен. Три блокировки в стоке на постоянном полном и на мостах. Таким могли похвастаться только Крузаки 80 и 105, да какой нить CJ.
Форд Рейнжер боец даже на АТ-шке. Лебедка в качестве «спасательного круга», а в остальном оК.
Даже Шеви ТрейлБлейзер в стоке, но на АТ-шных колесах лучше, чем все это современное... с компьютерами, вместо мостов. Сам владею Рейнж Ровером, но все равно, компьютеры без нормальных шин на оффроуде полный отстой. Кто там еще говорил, что я чайник и засадил TLC200 на газоне? Если шины не едут, то никакие Краулы и Террайны не помогут.
И конечно самое главное разочарование, которое постигает почти всех, кто попадал в ночной оффроуд – ни одной толковой фотографии или видео. Грязные и уставшие все уже мечтают выйти на асфальт. Не до фотоаппаратов. Да и держать камеру руками по локоть в глине и грязи не комильфо. Тут бы трос дотащить в сотый раз...
.