Очередная людоедская выходка Сталина, якобы, из мемуаров Шостаковича. На днях дьякон Кураев разразился историей как боялись товарища Сталина деятели культуры. Как троих дирижёров увезли в лесопосадки за дрожание дирижёрской палочки на внезапном концерте. Каким самодуром и безумцем был вождь народов.
К дьякону Кураеву с давних пор отношусь с неизменным уважением. Не уверен как его теперь правильно называть, не знаю, вроде как судили его церковным судом, но не суть. Историк церкви и лектор совершенно блестящий. Мысль всегда вьётся у профессора красиво и затейливо.
Но тут что-то завитушки перекрутились. Как ни печально, слегка повело в сторону дьякона на тему спецоперации. А тут и товарищ Сталин подтянулся и откуда столько ненависти к нашему прошлому – ума не приложу.
Больше того, простейший анализ источников показывает, что байка про дирижёров – брехня чистой воды. К Шостаковичу имеет примерно такое же отношение, как дьякон Кураев к язычникам Полинезии.
Что поведал нам сей деятель. Сталин, оказывается, любил послушать радио. Запрещённого Эха Москвы тогда ещё не было, поэтому слушал вождь исключительно классическую музыку. И крайне впечатлился двадцать третьим концертом Моцарта в исполнении Юдиной.
Немедленно позвонил в Радиокомитет и потребовал себе на дачу запись концерта. Те, конечно же, страшно перепугались. Хотя и непонятно отчего. Никакой записи не было, концерт, якобы, транслировался в прямом эфире. Но соврали, что запись есть.
Что делать, отказать вождю нельзя. Посреди ночи чёрный воронок в надписью «Хлеб» выезжает за известной пианисткой. Да, я знаю, что в либеральных бреднях «Хлеб» было написано на фургонах, но так страшнее.
Дальше Кураев пишет, а может пересказывает источник, который мы тоже приласкаем чуть позже, в довольно отвратительной манере. Читать противно, вот послушайте как брызжет через губу ненависть к товарищу Сталину:
«Человеческая жизнь для него ничего не стоила. Всё, что можно было, это – соглашаться, кивать, поддакивать, пресмыкаться перед сумасшедшим.»
Дальше больше. Юдину сажают за рояль и приставляют к ней дирижёра. Но тот хлопается в обморок. Привозят второго – тот дрожит от страха, как же, дирижировать для записи самому Сталину! И не может двинуть рукой.
Только третий дирижёр кое-как справился. Но и его это не спасло, потому что злобное НКВД по личному приказу Берии увёзло всех троих в неизвестном направлении. Ну понятно, чего гадать, Хрущёв всем рассказал куда таких возили.
Сталину запись концерта понравилась. Поэтому руководство Радиокомитета, видимо, скинулись из своих гигантскую сумму в двадцать тысяч рублей. И отвезли в конверте Юдиной, якобы, в благодарность от Сталина.
А дальше Кураев развешивает вовсе феноменальную лапшу. Что Юдина отказалась от денег кровавого тирана. Написала письмо, что будет молиться за чудовищные грехи Сталина. А деньги отдала в церковь.
Когда Сталин читал это письмо наготове уже лежал приказ об аресте Юдиной. Но Сталин только похмыкал и даже бровью не повёл. Потому пианистка чудом избежала расстрела.
Ну и вишенка на торте – в день смерти вождя на граммофоне стояла пластинка с тем самым концертом Моцарта. В исполнении молящейся за грехи Сталина Юдиной. Занавес.
Кстати, эта бредовая история пролезла даже в кинематограф. Несколько лет назад вышла совершенно отвратительная агитка «Смерть Сталина». С актерами из цирка Монти Пайтон.
В кинокартине та самая Маша Юдина в конверт с пластинкой вкладывает записочку. С проклятиями вождю и пожеланием поскорее отдать концы. Собственно, после прочтения той самой записки Сталина и грянет удар. Создатели фильма удивлённо поднимают брови – а что такого, вот же, великий Шестакович пишет!
Давайте от печки. Ничего такого, конечно же, создатель Ленинградской симфонии Шостакович не писал. Появляется эта байка в книжке Соломона Моисеевича Волкова «Мемуары Шостаковича».
Где издана эта книжонка? Правильно, в США. Когда издана? Правильно в семьдесят девятом году, когда Шостакович уже четыре года как умер и не мог оспорить опубликованный бред.
Соломон Волков бежал через Израиль в США в конце семидесятых. Что интересно, его отец ветеран СМЕРШа, прошёл Великую Отечественную. Когда узнал о бегстве сына и помойных книжонках, которые тот принялся публиковать в штатах – не выдержал и не смог жить.
А сынок за свою книжку с выдуманными мемуарами Шостаковича немедленно удостоился солидной премии. Нет, не от ЦРУ, конечно. От американского союза композиторов, авторов и издателей. Впрочем, велика ли разница.
Что характерно, когда вышла эта книга, сын и жена Шостаковича выступили с официальными протестами. Что ничего такого великий композитор не писал и писать не мог. Тогда же родилось коллективное письмо Советских композиторов с осуждением этих, якобы, мемуаров.
Да и сама рассказанная Кураевым байка выглядит, извините, глупейшим образом. Можно поверить, что целый концерт Моцарта игрался в прямом эфире. Хотя верится с трудом, никакой необходимости в этом не было. Гораздо проще сделать спокойно несколько дублей и выбрать лучшую запись для радио. Обычно так и делали.
Опять же, почти уверен, что речь шла о партии только фортепьяно. Собственно, именно об этом рассказывает байка. Мария Юдина – известная в своё время пианстка, зачем ей дирижёр? Страницы с нотами переворачивать?
Если же профессиональный музыкальный журналист Соломон Волков имел в виду полный концерт, то неплохо бы напомнить, что кроме фортепьяно там два десятка партий струнных и духовых. От флейт и кларнетов до виолончелей.
Любопытно было бы послушать какой именно оркестр это всё исполнял. Их тоже всех потом на полигон для утилизации вывезли? И почему двадцать тысяч получила только Юдина? А остальные два десятка музыкантов? Ерунда в каждом слове.
Есть и ещё одна маленькая заковырка. Шостакович пять раз становился лауреатом Сталинской премии. Если он правда настолько ненавидел Советскую власть и Советский народ, как видно из написанных Волковым, якобы, мемуаров, то что тут сказать? Наверное и правда, тогда товарищ Сталин был не вполне адекватен, подписывая наградные списки.
Впрочем, разгадка проще. Композитор Шостакович, к удивлению дьякона Кураева, был коммунистом. И всё его творчество пропитано революционными идеями и любовью к Родине.
А в данном случае имеем очередную агитку западной пропаганды. Написанную и опубликованную в США беглым журналистом Соломоном. С единственной целью – в очередной раз измазать грязью Советскую историю. По-моему, вполне очевидная разгадка.
Дьякон Кураев, который эти байки с жаром повторяет, – человек вполне учёный. В своё время на кафедре научного атеизма диссертацию защищал. С источниками работать умеет, целым профессором работал. Сомнений нет.
И вдруг вот такие откровенно агитационные взрывы негодования. Насколько же надо ненавидеть собственную страну и собственную историю, чтобы не замечать очевидного. И пересказывать американские байки про трёх перепуганных до смерти Сталиным дирижёров. Стыдно, отец Андрей, стыдно.