Найти тему
Версия

Крах украинских бизнес-империй

Украинские олигархи спешно ищут себе место в новой геополитической реальности. Одни стремительно теряют свои активы в результате обстрелов. Другие ломают голову, как выйти из-под американских санкций. Получится ли у них вернуть былое могущество?

   Крах украинских бизнес-империй
Крах украинских бизнес-империй

Украинские олигархи оказались не только посреди тектонического провала между Западом и Россией. Пользуясь сумятицей, их собственный протеже Владимир Зеленский пытается освободиться от спонсорских пут. Прошлой осенью Киев принял закон «Об олигархах». А на днях было введено эмбарго на торговлю с Россией, от которого пострадают в первую очередь именно украинские бизнес-империи. Смотрим, как меняется расклад сил в подковёрных олигархических войнах.

Детали

Россия и Украина торговали на 10 млрд долларов в год. Это без учёта газа и угля из ДНР, который перешёл под контроль Сергея Курченко.

В 2014-м украинско-российское экономическое сотрудничество едва не коллапсировало, но затем деловая жизнь активизировалась. Даже за пандемийный 2021 год товарооборот с Россией, по данным украинских властей, составил около 10 млрд долларов. Да, это в 4 раза меньше, чем в 2013-м, но всё же цифра внушительная. И, что важно, в ней не учтены поставки российского газа.

С 2015 года Киев принципиально не покупает газ у «Газпрома». Значительная часть голубого топлива возвращалась на территорию Украины после того, как делала круг по трубопроводам Польши и Словакии. По слухам, зарабатывали на этом немецкие компании, которые получают российский газ по долгосрочным контрактам и минимальным ценам. Также среди бенефициаров этой схемы оказалась Венгрия. В прошлом году технически ситуация изменилась. Украина стала открыто брать газ из транзитного трубопровода на своей территории. Однако юридически это всё равно оформлялось как реверс из Европы. И вот теперь опять топливо стали гонять кругами через европейские страны. Правда, мощности обратных трубопроводов явно не хватает для обеспечения Украины. Но это никого в Киеве не смущает: правительство Зеленского пытается внушить гражданам, что страна не зависит от поставок из России. Ради этого пропагандистского тезиса создаются виртуальные и физические реверсивные схемы, на которых зарабатывают европейские компании.

В упомянутых выше 10 млрд долларов не учтён и уголь, направляемый из ДНР и ЛНР в адрес российских юрлиц. Киев оценивал эти (незаконные, по его мнению) поставки почти в 300 млн долларов ежегодно. Примерно до 2019–2020 годов их монопольно контролировал через свою трейдинговую компанию «Газ-Альянс» бывший харьковчанин Сергей Курченко. Именно под его крыло с подачи властей ДНР перешли активы, некогда принадлежавшие Ринату Ахметову (это в основном металлургические и угольные предприятия). При Януковиче Курченко входил в сотню самых богатых бизнесменов Украины, но после 2014 года покинул страну, был замечен в Белоруссии и, по слухам, теперь вроде бы осел в России.

Ахметов прикрылся Паланкоевым

Богатейший бизнесмен Украины Ринат Ахметов известен своими тесными связями с двумя экс-президентами – Леонидом Кучмой и Виктором Януковичем. Более того, многие считали, что именно Ахметов с помощью своих денег сделал из Януковича политика. Основой его благосостояния являлись предприятия Донбасса – угольные шахты и металлургические заводы.

После 2014 года Ахметов пытался усидеть на двух стульях. Он продолжал бывать в Донецке и пытался договариваться с ВСУ, чтобы те не бомбили его собственность. Говорил о «счастливом Донбассе в составе Украины». Возможно, из-за этих слов ему не удалось найти общий язык с администрацией ДНР, так что на многих его активах было введено внешнее управление. Но поговаривают, что в то же время Ахметов успешно лоббировал свои интересы аж в Кремле. Якобы благодаря этому в 2014 году было остановлено наступление сил ДНР на Мариуполь, где находится подконтрольная Ахметову «Азовсталь», экспортирующая металл в Европу. Окажись она под контролем ДНР, европейцы отказались бы от закупок.

Неудивительно, что нынешние киевские власти относятся к олигарху с подозрением. В прошлом году его вызывали на допросы по уголовному делу о финансировании терроризма (имелась в виду поддержка вооружённых сил донбасских республик).

Как видно, у Ахметова были трудности по обе стороны границы, однако это не мешало ему делать бизнес как на Украине (где он до сих пор владеет электростанциями, металлургическими предприятиями и огромным пулом СМИ), так и в России. В 2012 году его структуры купили три угольные шахты в Ростовской области –

«Обуховскую», «Дальнюю» и шахту № 410. Предприятия продавали уголь в Европу, правда, бизнес шёл ни шатко ни валко, балансируя на грани рентабельности.

Однако в 2020-м «Обуховская» получила официальное разрешение от российских властей на экспорт угля на Украину, что было важно для подконтрольных Ахметову электростанций. А вскоре в СМИ широко разошлась информация, что структуры Ахметова якобы намерены продать российские угольные активы кипрскому офшору, за которым стоит никому не известная на угольном рынке гражданка Армении. Между тем в официальных документах на сайте юрлица шахты – компании «Донской уголь» – указано, что 95% акций уже в середине 2020 года оказалось сосредоточено в руках экс-сенатора от Ингушетии Ахмета Паланкоева. В угольной отрасли он известен: до 2013 года Паланкоев владел шахтами в Кузбассе. А на днях вошёл в капитал крупнейшего российского золотодобытчика «Полюс», выкупив 30% у Саида Керимова, который оказался под угрозой европейских санкций.

Примечательно, что с приходом на «Донской уголь» Паланкоева руководить компанией из Киева приехал гражданин Украины Павел Моисеенко. В 2014–2019 годах он возглавлял украинскую (с юрлицом в Люксембурге) угледобывающую компанию «Коал энерджи Украина», активы которой находились в Донецке. Как ни крути, а некогда связанные с Ахметовым ростовские шахты продолжают быть в зоне влияния украинских менеджеров. И уголь из них в теории может попадать на ахметовские электростанции, пусть даже и кружным путём. Тем более что это может быть выгодно как ростовским угольщикам, так и украинским энергетикам. Но вряд ли такое сотрудничество устраивает киевских чиновников. На этом фоне не удивляют новости из Мариуполя: как сообщает Минобороны РФ, националисты засели на ахметовском заводе «Азовсталь», сделав его мишенью для российских снарядов.

Коломойский: между Западом и Москвой

Игорь Коломойский известен как главный организатор избирательной кампании Владимира Зеленского. После победы протеже на президентских выборах он стал самым могущественным бизнесменом на Украине. Впрочем, ему это дорого обошлось. Прошлой весной США ввели персональные санкции против Коломойского, обвинив его в коррупции на посту губернатора Днепропетровской области Украины в 2014–2015 годах. «Коломойский участвовал в коррупционных действиях, которые подорвали верховенство закона и веру украинцев в демократические институты», – говорилось в американском документе. Примечательно, что при этом на Украине проблем с законом у Коломойского до сих пор нет. Экс-президент Порошенко объясняет это тем, что у Коломойского есть мощный компромат на президента Зеленского.

Бизнес Коломойского изначально был завязан на мировой рынок. Его металлургические и химические предприятия, сосредоточенные на правом берегу Днепра, отгружают продукцию через порты Одесской области. Отношения с российской олигархией Коломойский испортил ещё в 2007–2010 годах, когда «прокатил» менеджеров «Евраза», подконтрольного тогда Олегу Дерипаске. Коломойский продал «Евразу» часть своих украинских активов, но пользоваться ими толком не дал. С тех пор об активности Коломойского в российской экономике информации не было. Ему приписывают только владение через подставных лиц элитной недвижимостью в Москве, которая сдаётся в аренду. Этот след взял в разработку СКР России, раскручивающий дело о финансировании за счёт полученных в Москве прибылей террористической деятельности в Донбассе. Однако понятно, что основные деньги на содержание националистических батальонов Коломойский брал из металлургии и химпрома. В разное время после 2014 года Коломойский финансировал несколько националистических вооружённых формирований, фактически имея свою частную армию. Известно, что он обещал вознаграждение за захват в плен ополченцев ЛНР и ДНР.

Получается, Коломойский – один из тех, кому бардак на Украине на руку. И в Москве, и в Вашингтоне он давно в чёрных списках. Но вот что интересно: его производственные активы сосредоточены в регионе, который российские силы обходят стороной. Волей-неволей закрадывается подозрение: а не успел ли он договориться о чём-то в Москве? Недаром же с 2019 года в компании высокопоставленных российских чиновников то и дело мелькают эмиссары Коломойского, о чём время от времени пишет «Наша Версия». Не далее как в начале марта долетели слухи о визите в Первопрестольную партнёра Коломойского по группе «Приват» Геннадия Боголюбова. Появились ли какие-то договорённости в результате таких переговоров – никто не расскажет, дело понятное. Но очевидно, что Коломойскому и Боголюбову надо выходить из положения между молотом и наковальней. В США Коломойский пытается снять с себя санкции через суд, но пока безуспешно. Что он может предложить Москве, толком неясно. А тем временем в Киеве на него точат зуб другие олигархи во главе с экс-президентом Петром Порошенко.

Фирташ прячется в Австрии от российских долгов

У Дмитрия Фирташа на Украине неоднозначная репутация. Причина в том, что с 2004 года он был совладельцем «РосУкрЭнерго» на паях с «Газпромом». Компания занималась экспортом и транзитом российского газа. Вольготное существование бизнесу Фирташа обеспечил возглавлявший тогда украинское правительство Виктор Янукович. Однако в 2009 году Юлия Тимошенко выдавила «РосУкрЭнерго» из посреднического бизнеса, и «Газпром» стал работать напрямую с государственным «Нафтогазом».

С 2014 года вокруг Фирташа не утихают скандалы. Америка попыталась привлечь его к ответственности за подкуп индийских чиновников ради освоения титанового месторождения. С тех пор украинский миллиардер живёт в Австрии под страхом экстрадиции. А тем временем стало известно, что его компании набрали кредитов в Газпромбанке примерно на 1,3 млрд долларов. На часть этих средств был куплен российский газ и закачан в украинские подземные хранилища. Затем газ – ценой почти 100 млрд рублей – был израсходован, несмотря на то что находился в залоге у Газпромбанка. Помимо несуществующего газа в залоге у российских банкиров оказались акции украинских предприятий из бизнес-империи опального олигарха (в основном это химпром). В итоге все они попали в созданный ВЭБ.РФ Фонд промышленных активов. Для российской структуры предприятия Фирташа теперь как чемодан без ручки. Одно из них – химический гигант «Стирол» в Горловке, на территории ДНР. С 2014 года завод простаивал. В прошлом году появилась информация, что власти ДНР его национализировали и запустили технически несложное производство краски.

Не в пользу Фирташа в глазах Киева сложилась и судьба его крымских активов – «Крымского титана» и Крымского содового завода. Первый, где выпускают белый пигмент из диоксида титана, в 2014-м был перерегистрирован на российское юрлицо, подконтрольное Фирташу. Глава Крыма Сергей Аксёнов грозился национализировать завод, поскольку тот из-за бесхозяйственности и нехватки воды допускал распыление химикатов по окрестностям. Кроме того, «Крымский титан» не смог вернуть кредит в 2,5 млрд ВТБ. Казалось бы, предприятие обречено на банкротство. Но, видимо, оно оказалось слишком большим, чтобы умереть. Как-никак градообразующее предприятие Армянска и один из крупнейших налогоплательщиков республики. Злоключения закончились тем, что актив был продан российскому юрлицу под названием ООО «Русский титан». Сумма сделки и имя реального бенефициара не разглашаются.

Крымский содовый завод в 2014 году привёл свои документы в соответствие с законами РФ. В российских реестрах были зарегистрированы его акционеры. Среди них, между прочим, по состоянию на 2020 год присутствовал Bank of New York. Самый крупный портфель (77,4%) – у кипрского офшора Dwara Trading Limited. Он вошёл в капитал завода ещё в 2011 году вместо юрлиц, явно связанных с Дмитрием Фирташем. Так что истинные бенефициары двух важнейших предприятий Крыма с тех пор скрыты. Не исключено, что сам Дмитрий Фирташ по-прежнему получает какие-то деньги от этих заводов.

Справка

Чем торговали Россия и Украина?

Российский уголь занимает до четверти украинского рынка. Есть ли в этом потоке легализованный через российские юрлица уголь из ДНР и ЛНР, остаётся только гадать. Если есть, то президенту Зеленскому можно будет предъявить ровно те же обвинения, что сейчас предъявляются Медведчуку и Порошенко.

Украина до последнего продолжала покупать в России нефтепродукты и сжиженный газ. С началом спецоперации российские силы начали планомерное уничтожение украинских НПЗ и нефтебаз. Вопрос, откуда берут топливо украинские военные, остаётся открытым. Возможно, что-то даёт Европа. Но под подозрение попадают и белорусы, которые в последние годы контролировали примерно половину украинского импорта топлива.

Украина закупала в России аммиак и полимеры для своего химпрома, а также стекло для строек.

Российские компании закупали в Украине насосы, в том числе и европейских брендов.

Значительная часть украинского экспорта в Россию – керамическая плитка и упаковка, в том числе из пластмассы.

В начале апреля Украина ввела полное эмбарго на торговлю с Россией. Значит, этот товарооборот прекратится. Пострадает прежде всего украинская экономика. Доля Украины во внешнеторговом обороте России составляла в прошлом году всего 1,6%. Россия же в последние годы была крупнейшим торговым партнёром для Украины наряду с Китаем и Германией.

Медведчук и Порошенко запачкались углём

На прошлой неделе в центре скандала оказался ещё один украинский воротила – Виктор Медведчук. В высшую номенклатуру он попал ещё при Леониде Кучме в конце 90-х, затем Медведчука считали членом команды Януковича. Якобы ему отводилась роль посредника между Киевом и Москвой. Возможно, чтобы придать себе политического веса, Медведчук обнародовал такой факт: в 2004 году в Санкт-Петербурге крёстным отцом его дочери Дарьи стал сам Владимир Путин, а крёстной матерью – Светлана Медведева, жена Дмитрия Медведева. Во время киевского майдана Медведчук улетел в Крым, а потом в Швейцарию.

После недолгой иммиграции Медведчук вернулся в политику, возглавил партию «Оппозиционная платформа – за жизнь» и избрался в Раду.

Основа бизнес-империи Медведчука сложилась ещё в 90-е, она структурирована вокруг финансово-промышленного концерна «Славутич». Позже киевские журналисты приписывали ему монопольную торговлю на Украине российским сжиженным газом, но убедительно подтвердить эти слова не смогли.

Примечательно, что предъявленное Медведчуку в прошлом году подозрение в госизмене имеет экономические корни. Якобы в 2014 году Медведчук в сговоре с высшим руководством страны (здесь, очевидно, намёк на тогдашнего президента Петра Порошенко) организовал поставки угля на Украину из мятежных ДНР и ЛНР. Таким образом Киев якобы заплатил за уголь 7,5 млн долларов, часть из которых пошла на финансирование ополченцев Донбасса. Имел ли Медведчук финансовый интерес в этой сделке, украинские спецслужбы не сообщают. Между тем за госизмену Медведчук может получить пожизненный срок. В феврале олигарх сбежал из-под домашнего ареста, но на прошлой неделе был задержан и отправлен под стражу.

Между тем экс-президент Пётр Порошенко, лишившись власти, вынужден был распродать активы и уйти в кеш. В частности, он законсервировал свою кондитерскую фабрику «Рошен» в российском Липецке, продал автокорпорацию «Богдан» и судоверфь в Киеве. А многочисленная недвижимость экс-президента и доли в небольших бизнесах оказались под арестом. Понятное дело, что он рассчитывает отыграться. И российская спецоперация даёт ему такой шанс. Ведь уязвимых активов у него сейчас нет, а какой-никакой политический капитал наличествует.

Конкретно

Какие интересы на Украине были у российского бизнеса?

«Русал» завозил из украинского Николаева глинозём в качестве сырья для своего алюминиевого производства. Для этого холдинг купил там завод, оформив его как украинское юрлицо. Вопрос в том, можно ли «Русал» считать российским бизнесом, после того как Олег Дерипаска передал контроль над ним американцам.

EVRAZ, некогда подконтрольный Роману Абрамовичу, ещё в 2018 году продал в рассрочку последний свой актив на Украине. Покупателем Днепровского металлургического завода стал местный предприниматель Александр Ярославский, который называл себя другом Романа Абрамовича.

На Украине до последнего времени работал ряд российских банков. «Дочка» Сбербанка под давлением киевских властей в прошлом году вынуждена была переименоваться в Международный резервный банк.

Отделения Проминвестбанка и Газпромбанка последние несколько лет продолжали работать на Украине под местными санкциями. Деятельность «дочки» ВТБ была парализована в 2018 году.

Уже этой весной Киев национализировал частный «Альфа-банк Украина», в число совладельцев которого входили Михаил Фридман, Герман Хан, Пётр Авен, Алексей Кузьмичёв и Андрей Косогов. Не помогла даже акция помощи ВСУ, которую затеял банк для своих клиентов. Им предлагалось собирать деньги для украинской армии с помощью кеш-бонусов. Национальный банк Украины в итоге лишил акционеров права голосовать своими акциями. А вот будут ли Фридман сотоварищи получать дивиденды, толком неясно. Но в любом случае деньги, вероятно, будут заморожены из-за американских санкций (по тем акционерам, которые входят в санкционные списки).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

СВО
1,21 млн интересуются