21 век сложно назвать веком стабильности. Весь мир в быстром темпе адаптируется к появлению новых реалий: мобильные телефоны, интернет, смартфоны, -часы, -TV. Одни профессии перестают быть востребованными, на их месте появляются десятки новых, которым даже не обучают в ВУЗах.
Мы привыкли к нестабильности, и даже кризисы перестали быть чем-то неожиданным. Но они каждый раз обретают свою уникальную специфику, из-за чего мы оказываемся в тревожном и растерянном состоянии.
Спокойствие, ясность мышления и уверенность в принятии решений приходят в нашу жизнь вместе со знаниями. Получить важные советы, которые помогут быстрее и эффективнее справляться со сложными ситуациями вы можете на бесплатном онлайн-курсе от платформы «Уроки Легенд». В нём собрано 10 занятий от 7 медийных экспертов.
Начните смотреть курс «Антикризис. Как принимать решения и выходить из сложных ситуаций» уже сегодня, чтобы стать увереннее в своём завтра!
В статье собрали советы мастеров бесплатного курса от «Уроков Легенд», листайте ниже!
Совет 1. От Алексея Ситникова
Планируйте день
Сохранять спокойствие помогает планирование. Необязательно долгосрочное, на месяцы и годы, попробуйте вначале составить распорядок дня. Придерживаться этого совета предлагает доктор психологических и экономических наук Алексей Ситников:
«День обязательно надо планировать. Потому что здоровью и иммунитету очень помогает представление о будущем. Так устроен мозг, что если ты не знаешь, что будет происходить, то возникает стрессовая реакция. Ты идёшь по лесу и видишь дерево. И кто-то за этим деревом стоит.
Что происходит? Тут же выбрасываются кортизол, адреналин, сердцебиение учащается, давление подскакивает, останавливается перистальтика кишечника и переваривание. Кровь оттекает от органов к мозгу, к органам чувств, к мышцам, потому что надо быстро думать, быстро реагировать, хорошо видеть. А в случае чего — драться или бежать. Организм готовится».
Совет 2. От Александра Цыпкина
Находите время на отдых
Эксперт по стратегическим коммуникациям и усилению личного бренда подчёркивает необходимость заботиться о себе. Важно находить время на отдых и не винить себя за отсутствие продуктивности. Если вы начинаете прокрастинировать — это не значит, что вы ленивы. Это сигнал организма и психики о том, что вам пора замедлиться и взять паузу:
«Если вы начинаете прокрастинировать, значит у вас дефицит свободного времени, а у человека должен быть час-два, а лучше три, абсолютно свободного времени в течение дня, когда он вообще ничего не делает. Это как богатые, дорогие квартиры. В них очень много воздуха. Также со временем. Чем успешнее человек, тем богаче и тем у него больше свободного времени».
Совет 3. От Артёма Оганова
Мыслите критически
Сегодня очень легко вывести человека из состояния равновесия. Различные медиа создают контент, который направлен на эмоциональное воздействие. Старайтесь доверять проверенным источникам и избегать оценочных суждений от авторов материалов. Информации становится так много, и она настолько противоречива, что тревога стала неотделимой частью нашего дня. Постарайтесь найти плюс во множестве данных, если у вас не получается ограничить время на прокрутку каналов. Артём Оганов, известный учёный-химик, рассказывает, как большое количество информации может быть полезным:
«Помните про пасьянс Менделеева. Этот метод помогает решать задачи обилием вводных. В работе над периодическим законом Менделеев раскладывал пасьянс из карточек, на которых были написаны названия химических элементов и различные их характеристики. Раскладывая пасьянс с множеством различных данных, присущих каждому элементу, он смог увидеть закономерность. И открыл великий закон. Множественность данных — это не только шум и туман, который может запутать, это возможность внести ясность».
Ещё больше советов ищите на бесплатном онлайн-курсе от платформы «Уроки Легенд» — «Антикризис. Как принимать решения и выходить из сложных ситуаций».
Совет 4. От Гора Нахапетяна
Учитесь понимать состояние других людей
Уметь договариваться, а не ссориться, — важный скилл, который можно развивать. Важно не только находить правильные слова, но и научиться понимать вторую сторону конфликта, проявляя эмпатию, и знать, как избегать ситуации, предполагающие спор и агрессию.
Гор Нахапетян, предприниматель и инвестор, советует в первую очередь обратить внимание на то, находится ли человек в стрессе. Если человек тревожится и нервничает, то эффективной коммуникации у вас не получится:
«Если человек находится в стрессе, то он вас не слышит. И чтобы понять, что ваш сотрудник или родной человек в стрессе, надо увидеть “маску”. Всего их три:
- маска обвинителя
- маска нападающего
- маска нытика
Важно научиться различать и снимать маски, понимать психологические потребности других людей».
Совет 5. От Владимира Вишневского
Решайте споры без агрессии
Поэт и актёр Владимир Вишневский знает цену каждого сказанного слова. Любую мысль можно донести десятками разных способов, и то, какой вы выберете, даст представление о том, какие интенции были вложены в ту или иную формулировку. Чтобы не доводить конфликт до острой фазы, можно использовать фразы, которые снимают напряжение:
«Это помогает без потери лица и унижения собеседника выйти из конфликта, оставив последнее слово за собой, — попробуйте неожиданно и миролюбиво сказать: “Ну хорошо, доверимся жизни”.
Также вы можете продемонстрировать, что готовы к диалогу: “Знаешь, давай поможем ситуации разрешиться, хотя бы там, где это от нас зависит”. Вы демонстрируете свой миролюбивый настрой, а заодно показываете оппоненту, что он может влиять на ситуацию».
Из статьи мы узнали, что в первую очередь необходимо обрести спокойствие — только вы сами можете правильно о себе заботиться.
Также не забывайте, что кризис — это, хоть и вынужденный, но выход из зоны комфорта. А это отличная возможность для вас посмотреть на свою жизнь «со стороны», воспользоваться сильными сторонами и найти возможности для развития. Именно сложные переломные моменты отмечаются на линиях нашей личной жизни и карьеры как зоны роста.