Фактическая ликвидация Арктического совета, где с 2021 года председательствует Россия, заставила Москву искать новых "полярных" союзников.
Самый очевидный - Китай. который давно претендуют на лидерство в Арктической зоне.
Еще в 2013 году Китай стал наблюдателем в Арктическом совете. А в 2018 году Пекин утвердил собственную арктическую стратегию - "Белую книгу". Суть этой стратегии - создать Полярный Шелковый путь, который свяжет Китай и Европу через российские северные моря.
Полярный путь в Европу станет для Китая альтернативой морскому маршруту через Индийский океан, напичканный американскими военными базами.
По китайскому проекту Полярного Шелкового пути, однако, может ударить запрет Евросоюза на заход российских кораблей в европейские порты. Этот запрет потребует, чтобы грузы из Китая в Европу доставляли только китайские контейнеровозы.
А для этого нужно строить "порты подскока" на Дальнем Востоке и на Северо-Западе. Видимо, на китайские деньги.
Сейчас у Китая много инвестпроектов в российской Арктике. Самые крупные - это заводы по сжижению природного газа "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ - 2".
Еще в 2016 году Китаем были заявлен ыновый глубоководный порт в Архангельской области и железнодорожная магистраль "Белкомур".
А в 2019 году китайская компания China National Chemical Engineering была выбрана для строительства инфраструктуры к Пайяхскому углеводородному месторождению в Красноярском крае.