После смерти Ивана III в 1505 г. московский престол и титул великого князя всея Руссии унаследовал по установившемуся к тому времени закону его сын Василий (в старые времена княжеская власть переходила не от отца к сыну, а от старшего в роду к следующему по старшинству, например, брату князя). Он вошел в историю под именем Василия III.
При Василии III — человеке властном и довольно высокомерном, единовластие государя еще больше усилилось. Бояре — представители древней русской родовой аристократии, нередко жаловались, что великий князь систематически изменяет вековой традиции, не советуясь с ними в государственных делах, а решает все в узком кругу приближенных лиц.
Василий всячески подчеркивал свои силу и влияние, не терпел от бояр и служивых людей не только своеволия в осуществлении государственной политики, но даже просто критических замечаний по поводу своих действий. Для него ничего не стоило прогнать с глаз пытающегося возражать ему представителя уважаемого боярского рода, обозвав того «смердом», то есть, личным (крепостным) крестьянином князя.
По европейским меркам Средневековья это было неслыханным оскорблением аристократической чести, однако на Руси времена феодальных вольностей тогда уже безнадежно прошли, и Василий иногда называл себя царем, как прежде на Руси называли самовластных ордынских ханов и византийских императоров. Хотя официально царского титула Василий III не принял. Тем не менее, посол от Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн, посетивший великого князя и позже составивший являющееся и поныне ценным историческим источников описание молодого Российского государства, удивлялся тому, что Василий III имеет власти больше, чем европейские короли.
Население же Московского государства, выражая свою неосведомленность в чем-либо, нередко отвечало: «Знают Бог да Государь». То есть, авторитет великого князя был настолько силен, что он многим людям представлялся как чуть ли не сверхъестественная фигура.
И великокняжеский авторитет, действительно, подтверждался авторитетом церковным. Так, монах Елеазарова монастыря во Пскове Филофей в своих письмах Василию III утверждал, что Россия и, соответственно, ее правители выполняют на земле божественную миссию: ведь Россия на тот момент была единственным независимым государством, в котором в качестве официальной была принята православная вера.
Филофей считал, что поначалу на страже чистой христианской религии стоял Рим, однако впавшие в ересь папы исказили ее, за что Рим поплатился падением своего могущества. Затем оплотом православия стал Константинополь, однако в 1439 г. константинопольский патриарх заключил с римским папой Флорентийскую унию, и за такую религиозную измену тоже растерял могущество, был завоеван османами.
Филофей утверждал, что Москва является «Третьим Римом», защитником чистой веры. Эта идея охотно была воспринята и последующими русскими монархами, и Русской православной церковью. Правители России постепенно становились в сознании народа, мировоззрение которого в то время очень сильно зависело от церковных проповедей, священными фигурами, «помазанниками Бога», а сама страна — защитницей мирового православия, «богоизбранной» державой.
Однако, помимо ордынского наследия и религиозных причин, укреплению великокняжеского единовластия способствовала и внешнеполитическая обстановка. Молодое государство фактически находилось в окружении врагов. На западе лежали владения Великого княжества Литовского — католической державы, в вассальной зависимости от правителей которой находились перешедшие когда-то к тем от Орды западно-русские земли. Литовские князья могли опасаться, что составлявшее значительную часть населения их державы православные захотят перейти в московское подданство.
На юг и восток от Московского государства находились татарские государства — осколки распавшейся Орды. Правители в разное время отколовшихся от единого Улуса Джучи независимых ханств и улусов пытались восстановить былое державное единство, но каждый только себя видел законным верховным монархом. Из-за этого ханства и улусы систематически враждовали между собой.
Особенно напряженными были отношения между Москвой и Казанским ханством. Правители Казанского ханства, основанного в 1438 г. на территории древней очень развитой в культурном и техническом отношении области в Верхнем Поволжье — Волжской Болгарии, свергнутым ханом Золотой Орды Улуг Мухаммадом, считали только себя законными наследниками ордынских ханов. Соответственно, они претендовали на власть над всеми странами, образовавшимися после распада Орды, в том числе над Русью.
В свою очередь, в Москве помнили, что когда-то московский князь Дмитрий Донской принял вассальную присягу болгарского правителя еще до возникновения Казанского ханства, соответственно, могли считать, что, наоборот, Казань должна повиноваться Москве.
Главной причиной вражды между Москвой и Казанью был, конечно, контроль над очень важным в то время торговым путем по реке Волге, через который осуществлялся товарообмен между Русью и Скандинавией, с одной стороны, и богатыми восточными странами на Каспийском море, с другой.
Казань и Москва постоянно совершали крупные военные походы друг на друга, причем армии обеих держав неоднократно приближались к их столицам. Иван III однажды сумел разбить казанцев под стенами их главного города (1487) и посадить на ханский престол своего ставленника Мухаммада Амина. Однако в 1506 г. войска уже Василия III в очередной войне с казанцами были разбиты полностью. В 1521 г. казанский хан Сагиб-Гирей разорил окрестности Москвы, и Василий III даже вынужден был некоторое время прятаться в стоге сена.
Испортились отношения и с прежним союзником Москвы — Крымским ханством. Крымцы совершали набеги на южные русские земли, и для защиты от них Московскому государству пришлось держать войска на укрепленной линии по реке Оке. В конце концов Василий III, чтобы предотвратить новые нападения, стал ежегодно отправлять крымскому хану послов с дорогими подарками («поминками»).
В 1507 — 1508 и в 1512 — 1522 гг. с переменным успехом шли изнурительные войны между Московским государством и Литвой, в ходе которых Москве, хотя с большим трудом, удалось завладеть западным русским городом Смоленском.
Постоянные военные угрозы побуждали население России к сплоченности, поэтому своего рода культ личности великого князя находил благоприятную почву.
Прочитать полную версию статьи можно на сайте: http://history-thema.com/molodoe-rossiyskoe-gosudarstvo-i-vremya-vasiliya-iii/
Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте 👀 Добра и позитива!
Еще в нашей ленте👇
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования здесь.