Одним из самых массовых самолетов германской армии во время Второй мировой войны был «Мессершмитт 109»
Данный самолет и его модификации использаволись как истребитель, истребитель-перехватчик, также он применялся как разведчик и даже как бомбардировщик.
Такое разностороннее применение привело к тому, что «Мессершмитт» стал одним из самых известных самолётов фашиской германии.
На начальном этапе вoйны советские истребители, И-16 и ЛаГГ, значительно уступали "месерам" и несли тяжелые потери.
Лишь появление Як-9,************** позволило нашим пилотам сражаться с немецкой авиацией на равных.
Характеристики Мессершмитт Bf-109
Страна: Германия
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1943 г. (1935 г.)
Экипаж: 1 человек
Двигатель: DB-605DM, мощностью 1800 л.с. (Jumo-210Ga, мощностью 680 л.с.)
Максимальная скорость: 605 км/ч, у земли 700 км/ч, на высоте (408 км/ч и 463 км/ч)
Практический потолок: 12500 м (8200 м)
Дальность полета: 570 км (690 км)
Масса пустого: 2755 кг (1580 кг)
Максимальная взлетная масса: 3400 кг - нормальная взлетная (2050 кг)
Размах крыльев: 9,92 м (9,87 м)
Длина: 9,02 м (8,7 м)
Высота: 3,4 м (3,4 м)
Площадь крыла: 16,02 км.м. (16,35 кв.м.)
Вооружение: 1x 30-мм пушка, 2x 13,2-мм пулеметы, (3x 7,92-мм пулеметов).
Модификации истребителя Мессершитт (Bf) — 109
Bf-109V1 — первый прототип с двигателем «Кестрел» V мощностью 695 л.с., двухлопастным деревянным винтом постоянного шага. Первый полёт 28 мая 1935 года.
Bf-109V2 — второй прототип с двигателем Jumo.210A, усиленными стойками шасси. Первый полёт в октябре 1935 года.
Bf-109V3 — третий прототип, с 2х 7,92-мм пулемётов MG-17.
Bf-109V4 (Bf-109B-01) — прототип с 3 пулемётами MG-17 и двигателем Jumo.210Da мощностью 720 л.с. Первый полёт в ноябре 1936 года.
Bf-109V5, V6 — прототипы Bf-109B с улучшенной системой подвода воздуха для пулемётов, усиленным лобовым стеклом, двухлопастным металлическим винтом изменяемого шага VDM.
Bf-109V7 — прототип Bf-109B-2 с двигателем Jumo.210G мощностью 700 л.с. с непосредственным впрыском топлива. Первый полёт в марте 1937 года.
Bf-109V8 — прототип Bf-109C с двигателем Jumo.210Ga, 2 дополнительными пулемётами MG-17 в крыле.
Bf-109V9 — с 2 пушками MG-FF в крыле.
Bf-109V10 — прототип с двигателем DB.600A.
Bf-109V11, V12 — прототипы Bf-109D.
Bf-109V13 — прототип с двигателем DB-601. 11 июля 1938 года установлен рекорд скорости для сухопутных самолётов — 610,5 км/ч.
Bf-109V14 — прототип Bf-109E с двигателем DB.601A-1 мощностью 1050 л.с. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17 в фюзеляже и 2 20-мм пушек MG-FF в крыле.
Bf-109V15 — прототип Bf-109E с 4 пулемётами.
Bf-109V17 — прототип Bf-109E-3 с двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с.
Bf-109V21 — прототип Bf-109F с двигателем DB.601Aa. Позже двигатель заменён на Прэтт-Уитни «Твин Уосп».
Bf-109V22 — прототип Bf-109F с двигателем DB.601E.
Bf-109V23 — прототип Bf-109F с полуэллиптическими законцовками крыла.
Bf-109V31 — с шасси, убирающемся в сторону фюзеляжа. Отличался более тонким крылом.
Bf-109V49 — прототип Bf-109H для статических испытаний, с крылом увеличенного размаха и увеличенным килем. Переоборудован из G-5 весной 1943 года.
Bf-109V50 — прототип Bf-109H с двигателем DB.628A с двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем. Переоборудован из G-3 весной 1943 года. Первый полёт 18 мая 1943 года.
Bf-109V54 — прототип Bf-109H. Первый полёт в июле 1943 года.
Bf-109B — первый серийный вариант с двигателем Jumo.210Da.
Bf-109B-0 — предсерийный. В 1936 году изготовлено 10 самолётов.
Bf-109B-1 — серийный, с двухлопастным деревянным винтом изменяемого шага. Вооружение состояло из 2-3 пулемётов MG-17. Весной 1937 года на заводе в Аугсбурге изготовлено около 30 самолётов. Поставлялся в Испанию.
Bf-109B-2 — с металлическим двухлопастным винтом VDM. Самолёты последних серий оснащались двигателем Jumo.210Ga. Выпускался летом-осенью 1937 года в Аугсбурге и на заводе «Физелер» в Касселе. Поставлялся в Испанию.
Bf-109C — с 2 дополнительными пулемётакми в крыле, двигателем Jumo.210Ga, увеличенным туннельным радиатором, новыми выхлопными патрубками.
Bf-109C-1 — серийный вариант с радиостанцией FuG-7R/T. Выпускался с весны 1938 года.
Bf-109C-2 — опытный с пулемётом MG-17, стрелявшим через втулку винта.
Bf-109C-3 — опытный с 2 крыльевыми пушками MG-FF.
Bf-109C-4 — опытный с мотор-пушкой MG-FF.
Bf-109D — с усиленным крылом. Оснащался двигателем Jumo.210Da с изменёнными выхлопными патрубками.
Bf-109D-0 — предсерийный.
Bf-109D-1 — серийный. Выпущен малой серией весной 1938 года. Поставлялся в Испанию, Венгрию и Швейцарию.
Bf-109D-2, D-3 — опытные с усиленным вооружением.
Bf-109E — с двигателем DB.601A. Выпускался на заводах «Мессершмитт» в Регенсбурге, «Эрла Машиненверке» в Лейпциге и «Физелер» в Касселе. Изготовлено более 4000 самолётов.
Bf-109E-0 — предсерийный, с двигателем DB.601A-1. Вооружение состояло из 4 пулемётов MG-17. В конце 1938 года изготовлено 10 самолётов.
Bf-109E-1 — серийный, с уменьшеным маслорадиатором, размещением гликолевых радиаторов системы охлаждения. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17 и 2 пушек MG-FF. В 1939 году изготовлено 1540 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Венгрию, Испанию, Словакию, Швейцарию, Югославию.
Bf-109E-1/B — истребитель-бомбардировщикя бомбодержателями для 4 50-кг бомб. Выпущен в 1939 году малой серией. Переоборудовано часть ранее выпущенных E-1.
Bf-109E-2 — с мотор-пушкой. Осенью 1939 года изготовлено 25 самолётов.
Bf-109E-3 — с двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с. Вооружение состояло из 3 пушек (в стою мотор-пушка снималась). Выпускался с осени 1939 года. Изготовлено 1868 самолётов. Поставлялся в Швейцарию.
Bf-109E-3/Trop — тропический, с дополнительными фильтрами.
Bf-109E-4 — c дополнительным бронированием кабины пилота. Отличался конструкцией фонаря кабины, увеличенным боезапасом, бомбодержателями под крылом. Вооружение состояло из 2 крыльевых пушек MG-FF. Выпускался летом-осенью 1940 года. Поставлялся в Румынию и Японию.
Bf-109E-4/B — истребитель-бомбардировщик. Бомбовая нагрузка увеличена до 250 кг.
Bf-109E-4/N — с двигателем DB.601N мощностью 1200 л.с.
Bf-109E-4/Trop — тропический.
Bf-109E-5 — разведчик на базк E-4 с фотокамерой Rb21/18. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17. Выпускался с лета 1940 года.
Bf-109E-5/Trop — тропический.
Bf-109E-6 — разведчик на базе E-4/N.
Bf-109E-7 — с увеличенной дальность полёта за счет ПТБ на 300 л. под фюзеляжем. Отличался двигателем DB.601N. Поставлялся в Хорватию.
Bf-109E-7/U2 — с дополнительной броневой защитой.
Bf-109E-7/Z — с системой впрыска закиси азота GM-1.
Bf-109E-8 — вариант E-1 с ПТБ под фюзеляжем. Выпускался с осени 1940 года.
Bf-109E-9 — разведчик на базе E-7 с 2 фотокамерами Rb32/17 и 1 фотокамерой Rb50/30. Часть самолётов оснащалась двигателем DB.601E мощностью 1350 л.с. Выпускался с осени 1940 года.
Bf-109F — с улучшенной аэродинамикой. Отличался двигателем DB.601E, увеличенным коком винта, закруглёнными законцовками крыла, отсутствием подкоса стабилизатора. Вооружение состояло из мотор-пушки MG-150/20 и 2 синхронных пулемётов MG-17. В 1940-1941 годах изготовлено более 2000 самолётов.
Bf-109F-0 — предсерийный. Осенью 1940 года изготовлено 10 самолётов.
Bf-109F-1 — первый серийный вариант с двигателем DB.601N, мотор-пушкой MG-FF/M. Выпускался в 1940 году.
Bf-109F-2 — с пушкой MG-151/15. Оснащался двигателем DB.601N. Выпускался в 1942 году.
Bf-109F-2/B — истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным бомбодержателем для 250-кг бомбы.
Bf-109F-2/N — с системой впрыска GM-1 (проект).
Bf-109F-2/Trop — тропический, с дополнительными фильтрами.
Bf-109F-2/U1 — с крупнокалиберными пулемётами MG-131.
Bf-109F-3 — серийный с двигателем DB.601E и пушкой MG-FF/M. В конце 1940 года изготовлено 15 самолётов.
Bf-109F-4 — с пушкой MG-151/20. С декабря 1940 по декабрь 1941 года изготовлен 1841 самолёт. Поставлялся в Венгрию, Испанию и Италию.
Bf-104F-4/B — истребитель-бомбардировщик. Выпускался с начала 1942 года.
Bf-104F-4/R1 — с 2 дополнительными пушками MG-151/15 в гондолах под крылом. Фирмой «Виенер-Нейштадтер» изготовлено 200 самолётов.
Bf-104F-4/R2, R4, R8 — опытные разведчики.
Bf-109F-4/R3 — серийный разведчик. Изготовлено 36 самолётов.
Bf-109F-4/R6 — с подфюзеляжным держателем для 1 250-кг, 4 50-кг бомб или 300-л ПТБ.
Bf-109F-4/Trop — тропический.
Bf-109F-4/Z — с системой впрыска GM-1 , увеличенным маслорадиатором, подфюзеляжным бомбодержателем.
Bf-109F-5, F-6 — опытные разведчики. Изготовлены в 1941 году.
Bf-109G — с двигателем DB.605 мощностью 1475 л.с., гермокабиной, усиленным шасси, увеличенным маслорадиатором. Изготовлено более 20000 самолётов.
Bf-109G-0 — предсерийный, с двигателем DB.601E. Осенью 1941 года изготовлено 10 самолётов.
Bf-109G-1 — серийный с двигателем DB.605A-1, формой капота, новым маслорадиатором. Выпускался с марта 1942 года. Изготовлено 167 самолётов.
Bf-109G-1/R2 — высотный перехватчик с облегчённой конструкцией. В 1942 году изготовлено 80 самолётов.
Bf-109G-1/R3 — с подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
Bf-109G-1/U1 — с реверсивным воздушным винтом Me.P6.
Bf-109G-1/U2 — с системой впрыска GM-1.
Bf-109G-2 — без гермокабины. С марта до осени 1942 года изготовлено 1587 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Венгрию, Испанию, Румынию, Финляндию, Хорватию.
Bf-109G-2/R1 (FiSk.199) — дальний истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным бомбодержателем для 500-кг бомбы, дополнительной сбрасываемой стойкой шасси. Разработан фирмой «Физелер». Изготовлен на заводе фирмы «Шкода» в Праге.
Bf-109G-2/R2 — разведчик с фотокамерой Rb50/30.
Bf-109G-2/R3 — разведчик с фотокамерой Rb75/30, подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
Bf-109G-2/U3 — разведчик с системой впрыска водно-метаноловой смеси MW-50, фотокамерой в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлено 80 самолётов.
Bf-109G-3 — высотный вариант G-4 с гермокабиной по типу G-1. В январе 1943 года зготовлено 50 самолётов.
Bf-109G-4 — с радиостанцией FuG-16z. Выпускался с осени 1942 года.
Bf-109G-4/R3 — разведчик с фотокамерой Rb75/30, подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
Bf-109G-4/R4 — разведчик с фотокамерой Rb50/30.
Bf-109G-5 — с двигателем DB.605 с системой GM-1. Осенью 1943 года изготовлено 475 самолётов.
Bf-109G-5/AS — с двигателем DB.605AS с нагнетателем от DB.603.
Bf-109G-5/U2 — с деревянными хвостовой частью фюзеляжа и оперением.
Bf-109G-6 — с крупнокалиберными пулемётами MG-131 и негерметичной кабиной. Выпускался с ноября 1942 года. Изготовлено 12200 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Италию, Румынию, Словакию, Финляндию, Швейцарию.
Bf-109G-6/AS — с двигателем DB.605AS мощностью 2000 л.с. Отличался конструкцией фонаря, более высоким килем. Изготовлено 686 самолётов.
Bf-109G-6/N — ночной с 2 подкрыльевыми пушками MG-151/20, пламегасителями, ответчиком FuG-25a, пеленгатором радиолокационного излучения FuG-350 «Наксос-Z».
Bf-109G-6/R4 — с 2 подкрыльевыми пушками MK.108.
Bf-109G-6/R6 — с 2 подкрыльевыми пушками MG-151.
Bf-109G-6/U2 — с деревянной хвостовой частью фюзеляжа.
Bf-109G-6/U3 — с системой впрыска MW-50.
Bf-109G-6/U4 — с 30-мм мотор-пушкой MK.108.
Bf-109G-6/U5 — с мотор-пушкой MK.108 и 2 пушками MK.108 в подкрыльевых гондолах (проект).
Bf-109G-6/U6 — с мотор-пушкой MK.103.
Bf-109G-6Y — ночной для командиров звеньев, с радиостанцией FuG-16zy.
Bf-109G-7 — доработанный (проект). Разработан в начале 1943 года.
Bf-109G-8 — разведчик на базе G-6 с двигателем DB.605A-1 (DB.605AS), фотокамерой Rb12,5/7 (Rb32/7). Часть самолётов оснащалос фотокамерой «Робот II». Вооружение состояло из мотор-пушки MK.108 (MG-151). С августа 1943 по январь 1945 года изготовлено более 900 самолётов. Насколько самолётов поставлено в Румынию и Финляндию.
Bf-109G-10 — переходный к Bf-109K. Отличался двигателе DB.605D мощностью 1850 л.с. С октября 1944 до мая 1945 года переоборудовано около 2600 ранее выпущенных самолётов G-6 и G-14. Поставлялся в Италию, Хорватию.
Bf-109G-10/R2 — разведчик с двигателем DB.605DB, фотокамерой, отсутствием пулемётов.
Bf-109G-10/R3 — с подфюзеляжным ПТБ.
Bf-109G-10/R5 — с 2 подкрыльевими пушками MG-151/20.
Bf-109G-10/R6 — ночной перехватчик с автопилотом PKS-12 и фотопулемётом BSK-16.
Bf-109G-10/R7 — с пусковыми установками ракет VG-21 под крылом.
Bf-109G-10/U4 — с мотор-пушкой MK.108.
Bf-109G-12 — учебный с двухместной негерметичной кабиной с двойным управлением. В 1944 году переобрудовано 500 ранее выпущенных G-2, G-3, G-4, G-6.
Bf-109G-14 — доработанный с двигателем DB.605AM с системой впрыска MW-50. Самолёты поздних серий имели деревянную хвостовую часть фюзеляжа и колёса шасси большего размера. Выпускался с июля 1944 года. Поставлялся в Венгрию.
Bf-109G-14/AS — с двигателем DB.605AS.
Bf-109G-14y, G-14/ASy — с радиостанцией FuG-16zy.
Bf-109G-14/R6 — с 2 подкрыльевыми пушками MG-151.
Bf-109G-14/U4 — с мотор-пушкой MK.108.
Bf-109G-16 — доработанный.
Bf-109H — высотный, с увеличенным килем, крылом увеличенного до 11,92 м размаха, увеличенной колеёй шасси, стабилизатором с подкосами.
Bf-109H-0 — предсерийный, с двигателем DB.601E-1 с системой впрыска GM-1. Летом 1943 года переоборудовано несколько F-4.
Bf-109H-1 — опытный для войсковых испытаний, с двигателем DB.605A с системой впрыска GM-1, гермокабиной, наличием фотокамеры. Вооружение состояло из мотор-пушки MG-151/20 и 2 синхронных пулемётов MG-17.
Bf-109J (HA-1109-J.1L, HA-1109K.1L, C.4J) — испанский вариант Bf-109G-2 с двигателем HS-12Z-17 (на прототипе Испано-Сюиза 12Z-89) мощностью 1300 л.с., воздушным винтом V71L1, формой капота, системой охлаждения и маслосистемой. Вооружение состояло из 2 крыльевых 20-мм пушек HS-404/408 и 8 НУРС «Эрликон». Первый полёт 2 марта 1945 года. В 1945-1951 годах фирмой «Испано Авиасьон» изготовлено 150 самолётов.
Bf-109K — с двигателем DB.605DM с системами GM-1 и MW-50. Отличался конструкцией фонаря кабины, деревянным килем, убирающимся хвостовым колесом на удлинённой стойке. Вооружение состояло из мотор-пушки MK.108 и 2 пулемётов MG-131.
Bf-109K-0 — предсерийный с измененной формой капота, полностью закрывающимися створками нишами шасси, 2 неподвижными отгибными триммерами на руле направления.
Bf-109K-4 — первый серийный вариант. Выпускался с октября 1944 года. Изготовлено около 1200 самолётов.
Bf-109K-4/R2 — разведчик.
Bf-109K-4/R3 — с подфюзеляжным ПТБ.
Bf-109K-4/R5 — разведчик.
Bf-109K-6 — опытный с 2 подкрыльевыми пушками MK.108.
Bf-109K-8 — разведчик.
Bf-109K-10 — с мотор-пушкой MK.103 (проект).
Bf-109L — опытный с двигателем Jumo-213E-1. Изготовлен в апреле 1944 года.
Bf-109S — учебный (проект) с двухместной кабиной с двойным управлением. Разработан в 1940 году.
Bf-109T — палубный истребитель-бомбардировщик со складывающимся крылом увеличенного размаха и посадочным гаком. Вооружение состояло из 2 крыльевых пушек MG-151/20 и 2 синхронных пулемётов MG-34.
Bf-109T-0 — предсерийный с двигателем DB.601A-1. Переоборудовано 10 самолётов Bf-109E-1.
Bf-109T-1 — серийный с двигателем DB.601N. В 1939-1940 годах фирмой «Физелер» изготовлено 60 самолётов.
Bf-109T-2 — с демонтированным авианосным оборудованием. Весной 1941 года переобрудованы ранее выпущенные T-1.
Bf-109TL — с турбореактивным двигателем (проект). Разработан в начале 1943 года.
Bf-109X — летающая лаборатория для испытаний двигателя BMW-801., с крылом уменьшенного до 9,33 м размаха с законцовками по типу Bf-109E. Переоборудован 1 Bf-109F. Первый полёт в сентябре 1940 года.
C-10 (S-99) — чехословацкий вариант Bf-109G-14. В 1945-1947 годах изготовлено 20 самолётов.
C-110 (CS-99) — чехословацкий вариант Bf-109G-12 с двухместной кабиной. Изготовлено 2 самолёта.
C-210 (S-199) — с двигателем Jumo.221F мощностью 1370 л.с. Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов MG-131 и 2 подкрыльевых пушек MG-151/20. Мог нести 250-кг бомбу под фюзеляжем и НИРС WG-21 под крылом. Выпускался с 1949 года на заводах «Авиа» и «Летов». Изготовлен 551 самолёт. Поставлялся в Израиль.
C-210C (CS-199) — учебный с двухместной кабиной с двойным управлением. Изготовлено несколько самолётов.
HA-1109M.1L — опытный с двигателем «Мерлин». Вооружение отсутствовало. В 1953-1954 годах фирмой «Испано Авиасьон» изготовлено 2 самолёта.
HA-1110K.1L — учебный вариант HA-1109K.1L с двухместной кабиной, пониженным гаргротом, отсутствием вооружения. Осенью 1953 года изготовлено 2 самолёта..
HA-1112M.1L «Бучон» (C-4K) — истребитель-бомбардировщик с двигателем «Мерлин». В 1954-1955 годах изготовлено 169 самолётов.
HA-1112M.4L — учебный вариант HA-1112M.1L с двухместной кабиной. Изготовлено 2 самолёта.