Найти тему
ВТБ Страна

Самозванка, псевдомонахиня и загадочная дама: что скрывают портреты Третьяковки

Кем на самом деле была таинственная героиня Ивана Крамского, зачем Илья Репин превратил бальное платье в одеяние монахини и почему Константин Сомов несколько лет писал «Даму в голубом» — раскрываем секреты знаменитых портретов из собрания Третьяковской галереи.

«Княжна Тараканова»

Константин Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Константин Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Кем была на самом деле девушка, назвавшая себя Елизаветой Таракановой, дочерью императрицы Елизаветы Петровны — доподлинно неизвестно. Обстоятельства ее гибели также вызывают вопросы: по одной версии, она умерла в Петропавловской крепости от чахотки, по другой, погибла в камере во время страшного наводнения 1777 года.

Вторую версию трагического финала жизни прекрасной авантюристки изобразил Константин Флавицкий. Основной акцент художник сделал на контрастах между роскошью и нищетой, цветущей молодостью и неизбежной смертью. Пышное платье и мрачные тюремные стены, отчаяние на лице княжны и неумолимо прибывающая в камере вода, суетящиеся у ног крысы и никого, кто бы пришел ей на помощь. За эту картину художник получил звание профессора, даже не будучи академиком.

«Неизвестная»

Иван Крамской. «Неизвестная», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Иван Крамской. «Неизвестная», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Точно неизвестно, кто послужил моделью Крамскому при создании образа таинственной незнакомки. Критики и искусствоведы называли модно одетую героиню с печальным взглядом «кокоткой в коляске», «дорогой камелией» и даже «одним из исчадий больших городов».

Отделанная перьями шляпка по последнему слову моды, украшенное собольим мехом и атласными лентами пальто, роскошная муфта — казалось бы, все детали туалета указывают на состоятельность и пристойность. Но в высших кругах было не принято строго следовать модным правилам, а вызывающий вид, полное одиночество героини и тоска в лице и вовсе выдают даму полусвета. Эффектная подача модели на фоне широкого и пустынного Невского проспекта подчеркивает многоплановость картины и заостряет моральную проблематику выставляемой напоказ красоты.

«Девочка с персиками»

Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Художник изобразил юную Веру, дочь коллекционера и мецената Саввы Мамонтова, в импрессионистской манере и произвел настоящий фурор среди художников и зрителей. Серов соединил дробные мазки чистых теплых и холодных оттенков, тонко выписанное лицо девочки с более крупными мазки заднего фона, натюрморта на столе и блузки. Художнику удалось передать ощущение свежести и молодости, хотя это и стоило Вере целого месяца позирования.

«Монахиня» Ильи Репина

Илья Репин. «Монахиня», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Репин. «Монахиня», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Прекрасная Софья Шевцова, сестра жены Репина, позировала ему в бальном платье с высокой прической. Во время одного из сеансов модель и художник крепко поссорились, и выведенный из себя Репин переписал бальный наряд на черное монашеское одеяние. Кружевные рукава, пышная прическа — все скрылось под строгим черным платом, а веер в руках сменился четками. Лишь выражение лица, неподобающее смиренной христовой невесте, осталось прежним. Подмена обнаружилась при рентгенограмме полотна, так как художник не счистил первый красочный слой.

«Дама в голубом»

Константин Сомов. «Дама в голубом», 1897–1900 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Константин Сомов. «Дама в голубом», 1897–1900 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Моделью для самого известного ретроспективного портрета Константина Сомова стала молодая художница Елизавета Мартынова. Она обладала особой эфемерной красотой и непростым характером, которые Сомов удачно передал в духе галантного 18 века. Продолжительность работы над портретом была вызвана болезнью Мартыновой — из-за туберкулеза ей пришлось несколько раз прерывать сеансы. Отсюда и явно болезненная хрупкость героини, и тоска в ее глазах.

Бледная кожа и холодный цвет платья подчеркивают отрешенность героини, а правой рукой она словно отгораживается от зрителя. Мотив отдаления повторяет живая изгородь, словно ширмой отделяющий даму от влюбленных на заднем плане и самого Сомова, изображенного во фраке и с тросточкой. Через пять лет после написания портрета болезнь завершит земной путь Мартыновой, а «Дама в голубом» станет одним из самых известных портретов кисти Сомова.

Для справки:

Увидеть эти и другие портреты знаменитых художников своими глазами можно в Третьяковской галерее в Москве. Банк ВТБ является партнером музея и поддерживает выставки и культурные события.

БАНК ВТБ (ПАО), Генеральная лицензия Банка России №1000

18+