В каждом из нас может быть герой, но есть также возможный суперзлодей, готовый взбеситься, если один из нас обретет сверхчеловеческую силу или способность летать. В обществе, которое почитает супергероев, сколько людей могло бы пойти по пути благодетеля, если бы их внезапно укусил радиоактивный паук?
Эта мысль, возможно, не слишком тяготит костюмированных участников Comic Con. Тем не менее, шансы на то, что обычные люди станут супергероями, а не злодеями, невелики, поскольку заголовки новостей часто рассказывают о коррупции среди тех, кто обладает властью – политиков, правоохранительных органов и руководителей бизнеса. И все были свидетелями более мелких злоупотреблений властью, происходящих на рабочих местах и на детских площадках.
Да, власть развращает, говорят исследователи. Но они добавляют, что это также может улучшить существовавшие ранее цели и моральный компас человека, к лучшему или к худшему.
«Вот где вы можете предсказать суперзлодея или супергероя», — сказал Адам Галинский, социальный психолог из Северо-Западного университета. «Среднего человека развращает власть, но немногие избранные видят во власти ответственность».
Как власть развращает
Продвижение человека вверх по иерархии имеет преобразующий эффект, так что «власть делает человека», — сказал Галински. Эта трансформация частично связана с улучшенным самовосприятием человека — и исследования показали, что люди в любом случае постоянно переоценивают свои умственные способности или внешность.
Но сила также действует как сильный одеколон, воздействующий как на того, кто его использует, так и на тех, кто находится в пределах досягаемости, отметил Галински. У человека усиливается чувство собственной важности, и другие люди могут относиться к нему с большим уважением, а также проявлять снисходительность к его действиям. Эта комбинация позволяет легко скатиться к коррупции.
Идею о том, что власть развращает, подытожил греческий философ Платон, который говорил о воображаемом «Кольце Гигеса», которое могло сделать владельца невидимым. Платон предположил, что никто не может избежать развращающего влияния способности что-либо делать, не будучи пойманным — своего рода более ранняя версия «Властелина колец», — сказал Галински.
«Власть заставляет людей чувствовать себя психологически невидимыми», — сказал Галинский. «Это иронично, потому что во многих отношениях они становятся более заметными для других людей».
Раскрытие истинного себя
Тем не менее, не каждый, кто внезапно получит летающий костюм Железного человека, начнет эгоистичный террор. Одно из исследований Галинского показало, что люди, которые чувствовали себя могущественными, но не заслуживающими такой власти, на самом деле осуждали себя более сурово, чем другие люди, за те же самые злые действия — отказ от лицемерия, который получил название «гиперкризис».
«Платон говорил о том, что истинная сила создает человека с точки зрения преобразования и изменения его или ее, но сила также раскрывает человека», — сказал Галинский. «Мое исследование и исследования других людей показали, что во многих случаях сила делает вас такими, какие вы есть на самом деле».
Одно такое исследование было проведено в Калифорнийском университете в Беркли под руководством психолога Серены Чен. Ее группа сначала использовала личностные тесты, чтобы отделить людей с сильным чувством общественной ответственности от тех, кто придерживался делового подхода: «Почеши мне спину, я почешу твою».
Получив власть и полномочия распределять задачи перед группой, люди, ориентированные на общину, охотно брали на себя ответственность решать больше задач самостоятельно. Напротив, более эгоцентричные люди брали на себя меньше.
Обстоятельства имеют значение
Личность имеет значение, но воспитание, культура и другие обстоятельства также играют роль в решении, будет ли человек соблюдать мораль, которую дядя Бен установил для Питера Паркера: «С большой силой приходит большая ответственность».
По словам Робина Розенберга, клинического психолога и автора нескольких существующих и будущих книг о супергероях, также может иметь значение, имеет ли человек высокое социальное положение и богатство Тони Старка из "Железного человека" или Брюса Уэйна из "Бэтмена". Она сидела на двух панелях Comic Con, где обсуждала личности Железного человека, Бэтмена и Человека-паука.
«Если ваша жизнь в целом хороша и вы получаете силу - гораздо легче хотеть делать с её помощью добро [для других], чем если ваша жизнь очень ограничена», — сказал Розенберг в предыдущем телефонном интервью.
По словам Розенберга, у бедного человека могут быть законные причины сосредоточиться в первую очередь на своих потребностях. По этой логике недавняя экономическая рецессия может иметь огромное значение в отношении того, кто выберет стать супергероем или суперзлодеем, если сегодня они обретут сверхспособности.
Даже возраст может повлиять на то, как человек использует новообретенную силу, скажем, рентгеновского зрения.
«20-летний может пойти в раздевалку и заглянуть сквозь стены», — сказал Розенберг. «Я не знаю, что сделал бы 50-летний».
Как остаться героем
Каким бы ни было их происхождение, мало кто сталкивался с огромными искушениями, с которыми сталкиваются супергерои, наделенные удивительными сверхспособностями. Многие комиксы и фильмы иллюстрируют эту борьбу с искушением среди известных супергероев, таких как Бэтмен и Человек-паук.
Но, по словам Розенберга, у супергероев есть некоторая помощь в том, чтобы оставаться сосредоточенными на праведном пути.
«Можно доказать, что наличие тайного альтер-эго, являющегося обычным человеком, является частью того, что удерживает их на земле», — объяснил Розенберг. «Это похоже на то, как рок-звезде приходится выносить мусор».
Например, Человек-Паук может проводить большую часть своего времени, перебрасывая паутину по Нью-Йорку и борясь с преступностью с исключительной силой, но большую часть времени он просто старый добрый Питер Паркер, изо всех сил пытающийся выжить для обычного человека.
Наконец, самым могущественным супергероям, возможно, придется приложить сверхчеловеческие усилия, чтобы действовать нравственно — не только для себя, но и для общества, которое доверяет им как защитникам справедливости, сказал Розенберг. То же самое может относиться к доверенным органам или правоохранительным органам, таким как ФБР.
Она привела в пример Супермена, чей длинный список способностей, таких как сверхчеловеческая скорость, рентгеновское зрение, полет и неуязвимость практически ко всему, делают его достаточно сильным, чтобы захватить мир. Благодаря этой силе он устанавливает безошибочный моральный стандарт — яркую черту, которую он не переступит.
«Поскольку у них больше власти, их моральная линия должна быть четче, ярче и дальше», — сказал Розенберг. «Так что в некотором смысле, чтобы не быть более коррумпированными, им нужно использовать власть более мягко».
Спасибо за прочтение!)