Россия ударными темпами наращивает добычу урана — на очереди перспективное Количканское месторождение в Бурятии, часть Хиагдинского рудного поля. Даже в условиях вечной мерзлоты горнорудный дивизион госкорпорации «Росатом» сумел начать разработку урановых залежей в рекордные сроки. Как ему это удалось и почему такая «спешка» принесет пользу и экономике, и экологии, читайте в нашей статье.
Грамотный подход
Чтобы начать добычу урана с опережением графика на 40%, компании «РУСБУРМАШ» (часть уранового холдинга «АРМЗ», входящего в горнорудный дивизион «Росатома») пришлось пробурить сквозь вечную мерзлоту 190 с лишним скважин для использования экологичного метода подземного выщелачивания урана. Но это лишь малая часть работ. Понадобилось в кратчайшие сроки наладить целую инфраструктуру: провести ЛЭП, возвести технические сооружения, проложить трубопроводы, вырыть и оборудовать специальные пруды-накопители для растворов, с помощью которых добывается уран.
По словам гендиректора «РУСБУРМАШа» Глеба Носырева, бурильщики решили обратиться к специалистам «Росатома», чтобы максимально ускорить все процессы, связанные с высокотехнологичным урановым производством. Их довольно много, причем все они сложны и затратны, будь то перебазирование буровой, бурение с расширением или обустройство скважины. Однако внедрение инструментов ПСР (производственной системы «Росатома»), таких как «Повышение производительности буровых работ» или «Сокращение сроков строительства инфраструктуры месторождений», позволило заметно нарастить темпы.
«Мы стали искать, что можно улучшить в каждой операции, проанализировали, где у нас были простои, подумали, как их можно ликвидировать и скорректировали методику работ», —- заметил Носырев.
Российский IT-проект SFERA — одно из самых амбициозных начинаний среди отечественных стартапов последнего времени. Проект находится на завершающей пре-релизной стадии и открыт для инвестиционного партнерства. Подробнее о SFERA узнайте по ссылке.
Экология плюс здравый смысл
О технологии подземного выщелачивания урана, которой Россия владеет в совершенстве, мы уже писали. Ее несомненное преимущество в том, что для добычи не нужно рыть карьеры и шахты, плодить радиоактивные отвалы. Достаточно сети скважин, через которые внутрь породы будет закачиваться специальный реагент, а потом выкачиваться обратно — уже с ураном. Правда, для этого нужно гарантировать, что реагент не попадет в подземные воды. Но в этом плане Хиагдинское рудное поле идеально защищено гранитной подложкой снизу, скальной стенкой по бокам и слоем глины сверху.
В планах «РУСБУРМАШа» пробурить еще 264 скважины на трех новых блоках Количканского месторождения, тем самым обогнав сроки освоения на 50%. Казалось бы, зачем понадобились такие «повышенные обязательства»? Ответ: из соображений здравого смысла. Дело в том, что для отделения урана от реагента используется специальная локально-сорбционная установка. А на соседнем Источном месторождении такая установка пока что не загружена на полную мощность. Вот и решено было нарастить добычу, чтобы она не простаивала.
Вполне возможно, что такими темпами скоро будут освоены все 8 месторождений Хиагдинского рудного поля. На сегодняшний день активно разрабатываются 4: Хиагдинское, Источное, Вершинное и Количканское. Впрочем, скоро к ним может добавиться Добрынинское, там идет подготовка к освоению.
А как вы оцениваете успехи «Росатома»? Можно ли объяснить их накопленным опытом, современными технологиями или рациональным подходом к освоению новых месторождений?
Автор:
Алексей Васильев
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #производство #промышленность #россия #мирный атом #энергетика