Вот и всё. Проходка последнего и уже десятого тоннеля на первой очереди Троицкой линии Московского метро от станции «Новаторская» до «Бачуринской» завершена.
В феврале из правого тоннеля на поверхность выбралась "Евгения", а 28 марта из левого тоннеля настала очередь увидеть "белый свет" и "Дарье".
Последние тоннели прокладывались на глубине от 10 до 20 метров и проходили под Калужским шоссе недалеко от МКАДа.
"Дарья" и "Евгения" - это тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК), которые в обиходе чаще называют просто "проходческими щитами".
Эти комплексы эксплуатирует компания CRCC (China Railway Construction Corporation), вторая крупнейшая государственная строительная компания из Китая.
Китайцы пришли помогать строить Московское метро ещё в 2017 году и привезли с собой 5 проходческих щитов.
Генеральным подрядчиком этого участка выступает "Мосинжпроект", а на субподряде у них и работает китайский гигант, накопивший огромный опыт у себя в Китае.
Никогда до этого не знал, оказывается все проходческие щиты носят женские имена. Есть байка, что давняя метростроевская традиция появилась благодаря Ричарду Ловату, основателю известной канадской компании Lovat, выпускающей проходческие щиты.
Щит "Дарья" (под номером DZ398) преодолел 2534 метра последнего перегона всего за 13 месяцев.
И финиш проходки тоннеля был запланирован в демонтажной камере станции «Бачуринская».
Демонтажная камера - это забетонированный квадрат между тоннелем перегона и входом на станцию. Он нужен для последующей эвакуации и перемещения к новому объекту проходческого щита.
Когда щит выйдет из тоннеля его разберут и двумя супер - кранами Liebherr, рассчитанными на подъем груза до 400 тонн, поднимают на поверхность для погрузки на тралы.
Дальше от «Бачуринская» до «Столбовая» (Коммунарка) строители решили сэкономить и проходку тоннелей делать не щитами, а открытым способом. Поэтому щиты CRCC после извлечения из демонтажной камеры будут отправлены на хранение.
Строящаяся Троицкая линия Московского метро пройдет от станции «ЗИЛ» (МЦК) до городского округа Троицк. На ней будет 17 станций, длина линии составит свыше 40 км. Предполагается, что веткой будут пользоваться около 100 тыс. человек ежедневно
При строительстве первой очереди Троицкой линии между шестью станциями участка (от «Новаторская» до «Бачуринская» ) было задействовано девять проходческих щитов и они проложили более 21 км тоннелей.
Мы прибыли на площадку немного раньше запланированного времени и решили немного осмотреть ход строительства вестибюля станции «Бачуринская», обустройство входных тоннелей и другие сопутствующие работы.
Рабочие заняты "вязанием" арматуры и подготовкой для дальнейшей заливки бетоном будущих силовых элементов. Интересно, что тоннели и станция находится как-бы во внешнем силовом каркасе из бетона, который подпирает и укрепляет грунт.
Прогулялись в сторону будущей платформы, уже видны контуры инженерных и подсобных помещений, технологические шахты для коммуникаций и всё то, что станет станцией через полтора - два года.
Удивили мощные распорки в виде здоровенных труб в котловане. Как рассказали строители, они нужны для того, чтобы стены котлована не "сложились". Грунт здесь весьма специфичный.
По проекту станция должна быть с прямоугольными сводами и это уже вполне читается на этапе монолитных работ. Сверху уже даже виден будущий вестибюль станции и подземный переход.
Но основная цель не прогулки по монолитным катакомбам, а выход щита как земляного червя на поверхность.
Ровно в назначенное время появился мерный гул и скрежетание грунта в демонтажной камере.
Скорость движения щита очень небольшая, около 10 метров в сутки и на последние полметра "свободы" мощной машине потребовалось около получаса прогрызания укрепленной бетонированной стены с арматурой.
От ударов начали осыпаться куски стены, арматура изогнулась, сквозь щели потекли мутные ручьи из смеси воды, глины, песка и, наконец, стена рухнула и показались ножи щита.
В этот момент в камере раздался мощный хлопок и все окутало плотным столбом строительной пыли.
Зрелище впечатляющее и невероятно захватывающее, скажу я вам.
Самая тяжелая и длительная часть работ по сооружению этого перегона выполнена. Впереди демонтаж сложнейшего комплекса, сбойка тоннеля с порталом станции, прокладка коммуникаций, отделка станции и многое - многое другое. А запуск этого участка запланирован на конец 2023 года...