Найти тему
Липецкая епархия

«Чтобы над нами была Милость Божия»

18 июля 2021 года исполняется 75 лет одному из клириков
Липецкой епархии – 
протоиерею Василию Хрипунову,
настоятелю храма великомученика Димитрия Солунского 
с. Урицкое Тербунского района.
Мы попросили Батюшку немного вспомнить о своем пути.

- Отец Василий, расскажите, пожалуйста, в какой семье Вы родились и воспитывались, как получилось, что выбрали в жизни духовную стезю?

- Родители мои были самыми обычными. Отец, Иван Дмитриевич, работал шофером, мама, Анна Ивановна, была домохозяйкой. Мы жили почти в 50-ти километрах от Воронежа, в селе Пчельники. Храма в то время не было даже в районном центре, самый близкий находился в Воронеже.

Я возрастал, окончил 7 классов средней школы, а десятилетку – уже в другом селе, Ступино. Потом пошел на производство, в Су-3 треста «Промстрой» и был там учеником электрика. А с 65-го по 68-й год в армии служил. Вернувшись, поступил в техникум на вечернее отделение в Липецке, которое в 71-м году окончил. Работал электриком высшего разряда на чугунолитейном заводе «Центролит».

- Скажите, а крестик до этого носили? Ведь в советские годы это было не принято…

- Да, без креста ходил. Когда работал на «Центролите», жил неподалеку в рабочем поселке. Однажды ко мне подошел один верующий человек: «Василий, – говорит, – сходи в храм, причастись, в грехах покайся». Вот так он сказал, а я и понятия не имел, что это значит… А к тому времени мне было уже 33 года. Но я послушался, пришел в храм, в грехах покаялся, причастился. Потом начал ходить по выходным и чаще, в свободное от работы время.

- В какой храм?

- В Липецке тогда было два действующих храма – Преображенский и Христо-Рождественский, на улице Арктической. Туда и ходил.

Вокруг меня были люди верующие, они посоветовали: «Василий, поступай учиться в духовную семинарию». Ну, думаю, если мне так говорят, то и пойду. Мне стало очень интересно, что там есть, в этом духовном заведении. Я достал программу для поступающих, уяснил, что нужно учить, какие молитвы…

-  Мы знаем, что у Господа случайностей не бывает, все промыслительно…

- Да. Приезжал я тогда на службы и за духовным советом к батюшке отцу Иоанну Скопинцеву, который в те годы служил в селе Калиновка Становлянского района (он ныне почил о Господе). А потом довелось мне встретиться со схиархимандритом Макарием (Болотовым), который в то время еще отцом Власием был. И спросил у него, в какую мне семинарию поступать. Батюшка направил в Одесскую. Я собрал документы и во время отпуска поехал сдавать экзамены. Был тогда 1980-й год.

Я, правда, плохо читал по-славянски, думал, что меня не примут. Но меня утешили: «Успокойтесь и не волнуйтесь, здесь разные есть абитуриенты». К тому времени мне было 34 года, а по условиям семинарии поступать можно было до 35 лет. И, видно, в приемной комиссии рассудили: «Если сейчас не примем, потом уже по годам не подойдет».

Меня зачислили, начал заниматься. Надо сказать, учился прилежно. Я там был старше всех. Кто помоложе, те после занятий уходили куда-нибудь развеяться – погулять, по городу походить. А я большей частью, можно сказать, «сидел за партой».  На трапезу схожу, в храм по распорядку, ходил и на могилку к преподобному Кукше Одесскому. А все остальное время – в классе сидел и штудировал предметы. И, кстати сказать, благодаря этому успевал лучше молодых. По Милости Божией окончил семинарию без троек, рукоположился.

- Кто Вас рукополагал?

- Владыка Сергий (Петров), митрополит Одесский, ныне покойный, Царствие ему Небесное! Одно время, с 1961 по 1963 гг., он был епископом Воронежским и Липецким.

Во диакона меня рукоположили 15 января 1984 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, а во священники – 12 февраля того же года, в праздник Cобора трех вселенских святителей. Сорокоуст после хиротонии проходил в Одессе, в монастыре. После окончания семинарии мне дали предписание ехать в Воронежско-Липецкую епархию, откуда я и прибыл. Направили в Вознесенский храм села Бурдино Тербунского района Липецкой области.

- Расскажите немного о Вашей матушке, детях.

-  С будущей женой мы познакомились в Одессе. Супруга, Анна Георгиевна, родом из Молдавии, из верующей семьи. Брат у нее священник, а отец на клиросе пел. Он и сейчас ходит на клирос, помогает как псаломщик. И мама ее, теперь уже покойница, тоже в храм часто ходила. В 1984 году у нас родилась дочь Ангелина. А сынок – в 1987 году. Имя у него необычное, Мартирий, т.к. родился в день памяти трех святых Мартириев. Теперь у нас уже внуки.

Отец Василий с матушкой Анной
Отец Василий с матушкой Анной

- И вот Вы оказались в Тербунском районе, дали Вам храмик…  В то непростое, безбожное время за счет чего Вы жили?

- Как-то обходились и практически не имели нужды, я ведь и требы служил. У священников тогда была определенная ставка – оклад 180 рублей.

- Батюшка, а кто был для вас примером священнического служения? Кого назовете своими учителями, наставниками?

-  Отца Иоанна Скопинцева и схиархимандрита Макария (Болотова), которых я уже упоминал, а также протоиерея Владимира Баязова из Преображенского храма Липецка.

- Что было особенного в тех свщеннослужителях? Чему бы Вы посоветовали учиться у них молодым?

- Прежнее духовенство более степенное было. У молодых сейчас привычка: побыстрее отслужил и уехал… Судить, конечно, не можем, но у них как-то все получается намного стремительнее. Раньше весь смысл жизни был – подготовка к службе и служение, и чтобы служба шла дольше и благопристойней: больше собрать людей, поисповедовать, причастить. И вот от этого была радость и праздник. А сейчас у молодежи как будто появились другие «главные дела»…

Хотя в прежнее время все, что касалось Церкви, было так сказать «сжато», «зажато», но, мне думается, было подуховнее. Сейчас все открыто, но какое-то расслабление есть в людях. Это, правда, наблюдается и во времени в целом. Казалось бы, сейчас много людей в храм приходят, а вот выйдут – и сразу какие-то разговоры неподобные начинаются, суды-пересуды, свободное поведение…

-  Страх Божий уходит…

- Да. Настрой какой-то иной. Сейчас ведь электронный век наступил, и это нас всех взбудоражило: телефоны мобильные, компьютеры, телевизоры многоканальные... Раньше люди трудились на земле, а теперь даже те, кто имеет дачу, не трудятся там, а отдают свое время интернету. И вот маленькие люди, детишки уже в телефон играют. Им говоришь: «Бросьте, бросьте», – а они как будто и не слышат, втянулись.

- Для молодёжи это стало естественным образом времяпровождения.

- Да. В церковь они приходят, но после техники электронной снова наступает расхолаживание, отвлечение… Наверное, это так повсеместно, к сожалению. Мир изменился.

- Мы видим, что вера и семейные ценности сегодня оскудевают…

- Влияет на человека то, что его окружает. Для молодежи – развлечения всевозможные, соблазны. Вольный образ жизни, который негативно действует на их ум. У людей нет сосредоточенности, и формируется это состояние с самого малого возраста.

Взять наше детство – оно было совсем другое, с иным настроем. Современная система школьного образования такая, что детей просто мучают. Раньше в первом классе писали палочки и крючочки, а сейчас надо, чтобы ребенок приходил туда готовым писать и читать. С малышей требуют больше и больше, загружают, забивают им голову… Уже и экзамены теперь начали сдавать после начальной школы! Система подавляет, дети становятся забитыми.

В прежние времена в школу отправлялись в том, кто что соберет: мне покойная тетя шила штанишки, рубашку и сумку. А сейчас детям надо приобрести портфель, специальную школьную форму и прочее, прочее… Все есть, казалось бы, а нет жизни, одно напряжение.

Если мы в нашем детстве шалили, то хотя бы придерживались правил. Отец наказывал, если за столом сидишь и засмеешься… Была строгость. А сейчас детям многое разрешают, но при этом «разбивают» их личность и психику. Наши дети были еще поспокойнее, а вот внуки имеют уже совсем другой настрой. Многие ленятся трудиться, все надо бы им подать, к сожалению…

- Батюшка, храм, где Вы сейчас служите, «готовым» Вам достался или восстанавливаете? Какие труды понесли?

- Село Урицкое, где я служу, раньше называлось Царево, но в революцию переименовали. По указу я стал настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского с 2001 года. Но конкретно и постоянно начал служить с 2003 года, потому что до этого времени меня еще в Елец вызывали на помощь, тогда мало служителей было. Примерно с полгода служил в Елецком соборе, затем в Казанском храме.

Сейчас в Урицком восстанавливаем старую колокольню. Только она одна от храма и осталась. Первоначально служили в молельном доме, а теперь уже перешли в саму колокольню.

Бог нам помогает. Крупного у нас нет благотворителя, чтоб деньги давал, но с помощью населения, с пенсий потихоньку пожертвования нам приносят. Иной раз не ждешь – а кто-то заедет и хоть немножко на строительство даст. Появляется эта копейка, и выходим из трудного положения.

- У Вас есть воскресная школа?

- К сожалению, нет. Я хожу в сельскую школу к ученикам, беседую с ними, рассказываю о Боге, о Церкви, о жизни. Стараюсь заложить в них правильную основу – рассказать о появлении мира, людей, вселенной, о причинах зла. Вкратце стараюсь все это преподнести, чтобы дети имели об этом представление.

- Батюшка, а что Вы считаете в служении священническом для себя первичным, что самое главное?

- Каждым раз переживаешь, конечно, как отслужить, чтобы никакого не было по службе запинания... За людей тоже переживаю: у прихожан – свои проблемы и попечения: дела семейные и прочее, прочее. Рассказывают, спрашивают духовного совета. Молюсь о них, что-то объясняю, отвечаю на их вопросы. Все это очень близко через меня проходит – и служба, и люди… Конечно, теперь уже устаю. Когда был помоложе, то легче переносилось, а сейчас уже года, чувствуешь и усталость. Переживаю за службу и за людей…

- Батюшка, как Вы поступаете, если жизненная ситуация начинает казаться безвыходной?

- Я такого никогда не ощущал. Случались, конечно, разные жизненные накладки и обстоятельства, и по служению в том числе, но тяжести разрешались с Божьей помощью. Господь Бог нам всем помогает, выводит из затруднительных положений…

Были примеры, которые хорошо запомнилось. Когда я учился в Духовной академии в Сергиевом Посаде (1985-1992 гг.), произошел такой случай: не успел я подготовиться к одному из экзаменов, а на сессию ехать надо. Захожу в аудиторию, а преподаватель был строгий.

«Как это будет, - рассуждаю про себя, - каким образом Бог поможет выйти мне из этого положения?» Думал-думал… И вдруг происходит невероятное: открывается дверь, заходит другой преподаватель и вызывает моего экзаменатора к телефону. Тот вышел, а на его место пришел другой, которому мне удалось экзамен сдать... Часто мы даже не можем представить, каким образом Бог нам поможет и выведет из затруднительной ситуации.

Таких примеров в жизни каждого, если приглядеться, немало. Просто надо научиться замечать, как Бог помогает, выводит из всевозможных трудных обстоятельств. Думаешь уже, что безвыходное положение… Смотришь – а все вдруг по-другому развернулось, Господь все управил.

- Батюшка, какую добродетель Вы считаете главной, к чему надо стремиться всем нам?

- Благие дела. Сейчас можно делать много доброго: вокруг нас малоимущие и нищие, люди, у которых вообще нет средств на жизнь, пусть они в общепринятом представлении даже малоразвитые, малообразованные, отсталые… Материальная помощь – это тоже хорошо. Просит человек (пусть даже из цыган) – значит, надо ему помочь, хотя бы дать какой-то продукт, вывести его из тяжелого вынужденного состояния. Наставить духовно – тоже хорошо, смотря кому что нужно...

Бывают разные случаи. Есть у меня знакомый тракторист. Пашет, всем в селе угождает, безотказный человек, но вот как запьет – это все. Однажды вижу: женщина ведет его под руки, но не в силах довести до дома метров 300-500. Пришлось вызывать машину, просить отвезти домой. Пьянка губит, но мы не должны отказывать в милосердии… Просто надо помогать людям, когда в помощи они нуждаются.

- Батюшка, а какие черты в людях Вы считаете наиболее пагубными?

- Не приемлю высокомерия, лжи, лицемерия, лести. Неприятно становится, если видишь, что кто-то постоянно рвется себя показать и где-то поставить.

- Батюшка, а есть ли у Вас любимая молитва, к которой Вы прибегаете особенно часто? И что советуете своим прихожанам?

- «Отче наш» - мы должны постоянно читать, «Богородице Дево, радуйся!», молитву Ангелу-Хранителю, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» или просто «Господи, помилуй меня, грешного!». Это надо часто говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», «нас грешных» - такую короткую молитву стараться творить постоянно, думая о Боге, о Вечности. Кажется, в голове у нас это есть, но… надо стараться не потерять, удерживать постоянно: «Господи, помилуй меня, грешного»…

Вот как моя мама покойная рассказывала. Один человек едет на лошади пахать. У него спрашивают: «Как ты молишься?» - «Да я и не молюсь». А сам лошадь погоняет и говорит: «Но! Поехали. Господи, помилуй!». Значит, такой была молитва его, как «Господи, благослови». Призывал Господа перед всяким делом.

- Батюшка, все мы смертные, всем придется перед Богом отвечать. Что Вы скажете Господу на сугубом суде, на что потратили силы, таланты свои?

- Что там скажешь? Только и остается: «Господи, буди милостив мне, грешному. Мало что я сделал, а много согрешал. Не порази меня, Господи, за все мои беззакония, за все мои грехи». Как мытарь говорил, буду просить Милости Божией и больше ничего. Мы все тут что-то делаем, думаем о чем-то, пытаемся не лениться, а в конечном итоге все это… Остается просить Милости Божией, какие там оправдания…

- Батюшка, можете ли Вы сказать, что прожили интересную жизнь?

- Да, жизнь интересна. Вспоминаю, конечно, свои ошибки – греховную молодость, и думаю: если бы снова жизнь начать, то можно было бы поступать по-другому. Вот об этом сожалею. Но милость Божия с нами, Господь нас всех долго терпит и милует. А если бы раньше все знать по Богу, можно было по-другому прожить. Но Бог каждого из нас в свое время приводит к Себе, по-разному и разными путями.

- Батюшка, какое бы Вы дали напутствие нынешним христианам?

- Дай Бог, чтобы все люди хоть немножечко осознали свою греховность, чтобы покаялись, просили милости Божией и постарались исправиться. Я и на службе об этом говорю, на проповеди, что возрастать надо духовно всем нам, стараться меньше согрешать, совершенствоваться, святости уподобляться, как Бог свят. Выбросить из сердца зло и месть, у кого они есть. Жить просто, без коварства и без лукавства. И чтобы люди пришли ко спасению, вразумились. Чтобы хотя бы перед смертью покаялись, исправились, хоть какую-то частичку Благодати получили бы, хоть при конце жизни. Чтобы над нами была Милость Божия.

Беседовала редакция отдела СМИ
Липецкой епархии