Библия сосредотачивается на вопросах религии и политики, в подавляющем большинстве делая упор на городскую жизнь за счет сельской жизни. Археология, напротив, может помочь нам лучше понять жизнь большинства израильтян, которые не жили в городах, и дает лучшее понимание таких мирских вопросов, как то, чем они зарабатывали на жизнь и что они ели.
В какой-то степени мы можем узнать о жизни в библейские времена, читая библейский текст, но наша способность извлекать достоверные данные только из библейского текста затруднена рядом проблем.
Во-первых, Библия не всегда дает четкий ответ, либо потому, что мы больше не понимаем некоторые термины, либо потому, что варианты текста говорят разные вещи, либо потому, что разные библейские отрывки, написанные разными авторами, содержат противоречивую информацию.
Во-вторых, и в более широком смысле, еврейская Библия в основном заинтересована в напоминании о ключевых событиях и роли, которую сыграли в них определенные личности (например, цари и пророки). Даже если оставить в стороне вопрос об исторической достоверности, это вносит искажения в нашу картину жизни, поскольку неизбежно фокусируется на элитах или информации, представляющей интерес для элит.
Другими словами, основная забота писцов, составивших библейские тексты, связана с высшим классом, в то время как обычные люди по большей части не учитываются. Таким образом, из текста мы получаем определенное представление о том, какой могла быть жизнь в таких городах, как Иерусалим, Самария или Лахиш, но не о том, что происходило в небольших городках и деревнях, где проживала большая часть населения.
Эту ситуацию могут исправить археология и анализ находок, связанных с бытом. Сегодня этот вид археологии называют «бытовой археологией». Используя последнюю, можно узнать о социально-экономических условиях большинства жителей Ханаана в те времена. С помощью археологии мы можем узнать, что на самом деле происходило в их жизни. Для примера, взглянем на производство продуктов питания, в том числе на дихотомию пастушество/земледелие.
Кочевые пастухи в Книге Бытия
В начале Библии мы сталкиваемся с историей, изображающей резкий контраст между двумя образами жизни: фермером и пастухом:
בראשית ד:ב …וַיְהִי הֶבֶל רֹעֵה צֹאן וְקַיִן הָיָה עֹבֵד אֲדָמָה.
Быт 4:2 …Авель стал пастырем овец, а Каин стал земледельцем.
В этом случае фермер Каин убивает своего брата Авеля, пастуха, что подразумевает, что автор предпочитал пастушество земледелию. Это согласуется с тем фактом, что Бытие продолжается рассказами о патриархах, все они изображены как пастухи, живущие в шатрах и пасущие свои стада.
В свете этого ученые и миряне долгое время предполагали, что израильтяне начинали как пастухи, и представляли себе что-то похожее на образ жизни бедуинов, который наблюдался в Леванте в 19 -м и начале 20 -го веков. Таким образом, ранние ученые говорили о бронзовом веке, раннеизраильском патриархальном периоде, характеризующемся кочевничеством. Тем не менее, это выходит за рамки доказательств в ряде аспектов.
Во-первых, мы не знаем, основаны ли рассказы о патриархах на исторических личностях, и если да, то когда они жили. Во-вторых, даже если она основана на реальных людях или реальном образе жизни, периодизация этих людей как «патриархов», т. е. биологических предков израильтян, живших в более раннюю эпоху, скорее всего, искусственна.
Поэтому трудно сказать, что кочевой образ жизни патриархов является изображением определенного периода израильской истории. Во всяком случае, это отражение определенного образа жизни, распространенного на древнем Ближнем Востоке, существовавшего среди израильтян и дошедшего до наших дней при определенных условиях.
Палаточные кочевники
То, что часть израильского общества жила в шатрах, хорошо задокументировано в Иеремии 35, действие которого происходит в конце 7 -го – начале 6 -го веков до н.э. Он описывает сыновей Рехав как обитателей палаток (35:7) и идеализирует этот образ жизни:
ירמיה לה:ו וַיֹּאמְרוּ לֹא נִשְׁתֶּה יָּיִן כִּי יוֹנָדָב בֶּן רֵכָב אָבִינוּ צִוָּה עָלֵינוּ לֵאמֹר לֹא תִשְׁתּוּ יַיִן אַתֶּם וּבְנֵיכֶם עַד עוֹלָם. לה:ז וּבַיִת לֹא תִבְנוּ וְזֶרַע לֹא תִזְרָעוּ וְכֶרֶם לֹא תִטָּעוּ וְלֹא יִהְיֶה לָכֶם כִּי בָּאֳהָלִים תֵּשְׁבוּ כָּל יְמֵיכֶם לְמַעַן תִּחְיוּ יָמִים רַבִּים עַל פְּנֵי הָאֲדָמָה אֲשֶׁר אַתֶּם גָּרִים שָׁם.
Иер 35:6 Они ответили: «Мы не будем пить вина, потому что наш предок, Ионадав, сын Рехав, заповедал нам: «Вовек не пейте вина, ни вы, ни дети ваши. 35:7 и домов не стройте, и полей не засеивайте, и виноградников не разводите, и всего этого не владейте; но живите в шатрах во все дни ваши, чтобы прожить долго на той земле, где вы странствуете»...»
Образ жизни кочевого пастуха мог быть довольно трудным, как говорит Иаков Лавану:
Быт 31:38 За эти двадцать лет, которые я провел на службе у тебя, у твоих овец и коз никогда не было выкидыша, и я не ел баранов из твоего стада. 31:39 Я никогда не приносил тебе растерзанного зверем; Я сам восполнил потерю; Ты взимал с меня и за украденное днем, и за украденное ночью. 31:40 Часто днём меня одолевал зной, а ночью мороз; и сон бежал от моих глаз.
Мы также узнаем из рассказов о Ревекке и Рахили, что молодые девушки должны были быть ответственными за стада, практика, которая остается распространенной среди бедуинов и в наше время.
Кочевые, отгонные и оседлые пастухи
Однако не все пастухи, жившие в палатках, были кочевниками; вместо этого их следует разделить на два типа: кочевые и отгонные. Кочевые пастухи не живут в одном определенном месте; у них нет установленного «дома», но они путешествуют вместе со своими. Отгонные пастухи также путешествуют со своими стадами, но у них есть домашняя база, куда они возвращаются, когда могут, часто поддерживая социальные и торговые отношения с данной деревней, где люди жили круглый год.
Трудно сказать, насколько преобладал любой из этих образов жизни в библейский период, поскольку никакие известные фактические останки не дают нам количественных данных о пастухах того периода. В любом случае, трудно найти остатки деятельности кочевых пастухов при археологических раскопках. Более распространены находки, оставленные оседлыми пастухами, т. е. сельскими жителями, которые содержали небольшие отары, в том числе скот для пахоты и тягловых повозок (бродячие пастухи, как правило, не держат крупного рогатого скота).
Деревенская жизнь
Археологические данные о деревенской жизни весьма обширны. Начиная с периода заселения, древние израильтяне жили в небольших деревнях, разбросанных по гористой местности и занятых семьями. Деревни были построены по кругу, что обеспечивало безопасность жителей и их домашних животных.
Деревенская жизнь продолжалась и в монархический период, но в то же время стали появляться и поселки и города. Небольшие деревни (или хутора) оставались неукрепленными и сохраняли свою кольцевую форму. Напротив, города и даже поселки были укреплены, и во многих из них дома были построены рядом с городской стеной и как ее часть. (Срав, как Раав жила в стене [Нав. 2:15]).
Дома
Как в сельских, так и в городских поселениях использовался новый тип дома, который был введен в период поселений и закрепился в монархический период. Дом в таком стиле известен в науке как «Дом с четырьмя комнатами» или «Дом с колоннами во дворе», термины, которые относятся к восстановленному плану этажа или методу строительства, соответственно.
Первое наименование описывает план первого этажа остатков дома, который имел одну широкую комнату в задней части и три длинных комнаты, перпендикулярные широкой комнате, середина которой, возможно, служила двором. Обозначение как дом с колоннами описывает тот факт, что большинство этих домов, которые имели верхние этажи, имели колонны, каждая из которых была сделана из одного большого тесаного камня или стопки камней, которые обеспечивали поддержку верхних этажей.
Археологические находки предоставляют информацию, связанную с повседневной деятельностью, особенно на первом этаже. К ним относятся: приготовление пищи, текстильное производство, производство и ремонт инструментов, хранение товаров, пристанище для животных и многое другое. Мероприятия проходили в определенных частях дома, которые могли меняться в зависимости от сезона и потребностей. В большинстве домов также был бы верхний этаж, куда можно было подняться по лестнице, где, вероятно, спали члены семьи.
Деревенская экономика
В домонархический период большинство израильтян прибегали к бартеру, используя излишки для получения определенных товаров. Фактически, именно их способность производить излишки позволила сформировать государство и монархию, поскольку такие сложные формы правления требуют налоговых поступлений, чтобы выжить.
В период монархии была введена торговля с использованием драгоценных металлов для обмена. Это не положило конец бартеру, но позволило импортировать товары из других регионов. Таким образом, импортные товары распространились повсеместно; их можно встретить не только в городах и местечках, но даже в деревнях, что свидетельствует о том, что даже сельское население не было изолированным.
Потребление животных
Как уже отмечалось, сельские израильтяне держали животных (оседлые пастухи), которые давали не только молоко и мясо для питания, но и побочные продукты, такие как шерсть, волосы, кожа и кости. Самыми стандартными стадными животными были черные козы и курдючные овцы авасси, местные животные региона. Кроме того, оседлые скотоводы также держали крупный рогатый скот, который использовался для получения мяса и молока, а также для пахоты. (Ослов использовали и для пахоты, и для перевозки, но не для еды.)
Мясо
Чтобы узнать больше о том, каких животных ели и как их готовили, зооархеологи изучают останки костей животных. На некоторых костях домашних животных, используемых в пищу, например, мелкого и крупного рогатого скота, есть порезы, показывающие, как животные были расчленены, и иногда они могут указывать на то, была ли разделка произведена профессионалами или новичками.
Возраст животных и конкретные части тела помогают определить, были ли животные выращены на месте или куплены, проливая свет на социально-экономический статус населения, проживающего в разных частях участка. Короче говоря, более богатые люди могли позволить себе более качественные вырезы мяса, даже если это означало покупку мяса из внешних источников. Мясо употребляли не каждый день, а только в особых случаях, например, на праздниках или при приеме гостей.
Молоко
Помимо мяса, самки животных давали молоко. Библия называет Ханаан землей, «текущей молоком и медом» (אֶרֶץ זָבַת חָלָב וּדְבָשׁ) двадцать раз. Молоко также является напитком Яэли, чтобы угостить Сисару, когда он появляется в ее шатре (Суд. 4:19, 5:25). Кроме того, в библейском тексте описываются некоторые побочные продукты молочного производства, такие как сыр, творог, йогурт и т. д., которые невозможно обнаружить при археологических раскопках.
Кожа, волосы и шерсть
Животные давали больше, чем еду. Шкуры животных использовались для изготовления кожи для обуви, ремней, контейнеров и т. Д. Из козьей шерсти можно было ткать ткань для палаток и мешков, а из овечьей шерсти - для одежды.
Хотя очень редко можно найти остатки одежды или палаток, так как эти предметы довольно быстро разлагаются, свидетельством текстильного производства является обнаружение предметов, которые использовались в процессе, таких как пряслица (פלך), прялки ( כישור), гири для ткацких станков (נוּל) и костяные шпатели (יתד), используемые при ткачестве.
Готовая продукция предназначалась не только для местного потребления, но и для торговли. Художественные изображения, особенно ассирийские, изображают, как могла выглядеть эта одежда. (Дополнительные библейские документы свидетельствуют о том, что одежда, сделанная в Иудее, высоко ценилась ассирийцами.)
Рыба и птица
На многих участках на суше были обнаружены кости рыб из различных водоемов, включая Средиземное море и Нил. В Числах 11: 5 упоминается, что израильтяне ели рыбу в Египте, а археологи обнаружили рыбьи кости, показывающие, что израильтяне ели рыбу и в библейские времена в Израиле.
Рыбные ворота Иерусалима (Неем. 3:3; 12:39; 2 Пар. 33:14) указывают на то, что рыба продавалась в этом горном городе. Такую рыбу, вероятно, сушили, коптили или солили.
Список нечистых птиц (Левит 11:13-19; Второзаконие 14:12-18) убедительно свидетельствует о том, что древние израильтяне ели птицу. Хотя одомашненные куры были завезены в древний Израиль в конце железного века II, на диких птиц охотились с помощью ловушек и сетей (Притчи 6:5; Амос 3:5). В пищу собирали и яйца диких птиц (Втор. 22:6; Ис. 10:14).
Сельское хозяйство
Несмотря на негативное изображение Каина-земледельца и описание израильских патриархов как кочевых пастухов, сельские израильтяне занимались сельским хозяйством в качестве основного занятия. Чтобы сделать горные склоны доступными, они широко использовали террасирование — хотя в Библии об этом ничего не упоминается — и оштукатуренные цистерны (בור на библейском иврите), которые позволяли им сохранить воду сезона дождей и использовать в сезон засухи.
Сельскохозяйственный календарь
Сельскохозяйственный год изложен в документе, датируемом 10 веком, обнаруженном в 1908 году в Тель- Гезере Макалистером и известном как Календарь Гезера:
ירחו אסף
ירחו זרע
ירחו לקש
ירח עצד פשת
ירח קצר שערם
ירח קצר וכל
ירחו זמר
ירח קץ
[אבי[ה
Два месяца сбора урожая (оливки).
Два месяца сева (зерновые).
Двухмесячный поздний посев (бобовые и овощные).
Месяц рыхления сорняков (на сено).
Месяц уборки ячменя.
Один месяц сбора урожая (пшеница) и измерения (зерно).
Два месяца сбора винограда.
Один месяц сбора летних фруктов.
Абий[ах] (=возможно имя писца).
Если речь идет о годе, начинающемся весной, как это описано в Торе, сельскохозяйственный цикл Израиля начинался со сбора урожая ячменя (от весеннего равноденствия до конца апреля), за которым следовал сбор урожая пшеницы (с конца апреля до конца мая). Виноград собирали в июне и июле, другие летние фрукты - с конца июля до конца августа, а сезон сбора урожая завершился двумя месяцами сбора урожая оливок (с конца августа до конца октября).
Эти времена года отмечаются особыми израильскими праздниками. В частности, праздник опресноков отмечается между сбором урожая ячменя и пшеницы, Кацир («урожай»)/шавуот («недели»)/биккурим («первый урожай») в конце сбора урожая пшеницы и Суккот. («Плоды»)/Асиф («Сбор урожая») между сбором фруктов и оливок. Более того, хотя в весеннем календаре Торы Суккот приходится на середину года, некоторые стихи подразумевают, что когда-то он был в начале, как в еврейском осеннем календаре.
Сельскохозяйственные продукты
Сельское хозяйство было основным источником пищи израильтян.
Хлеб, вино и масло
Хлеб из пшеницы или ячменя считался обязательным условием приема пищи; настолько, что еврейское слово לחם также является общим термином для «пищи».
Вино (יַיִן или תִּירוֹשׁ) было самым распространенным напитком. На самом деле вино было настолько отождествлено с южным Левантом, что древнегреческие (οἴνου), латинские (vino ) и, в конечном счете, русское слово вино является производным от западносемитского yēn / yayin . Библия также неоднократно упоминает шехар (שֵׁכָר), вероятно, «пиво», из чего мы можем сделать вывод, что оно также производилось и потреблялось.
Третьим важным продуктом было оливковое масло (יִצְהָר), которое использовалось для приготовления различных блюд, а также для зажигания масляных светильников, в лечебных и культовых целях и для многих других.
Свидетельства из сборников библейских законов подтверждают центральную роль этих трех продуктов, из которых израильтянам велено приносить свои первые приношения и десятины:
בדמבר יח: יב כֹּל ֵֵחֵלֶב יִצְהָר וְְכֵָל חֵֵֵלֶב תִּירוֹשׁ וְדָגָן תִּירוֹשׁ וְדָגָן רֵאשִׁיתָָ אֲשֶׁר יִתְּנוּ לַי-הוָה לְךָ נְתַתִּים.
Чис 18:12 Все лучшее из нового масла и все лучшее из молодого вина и зерна — отборные части, которые они приносят ЯХВЕ, — я даю вам.
דברים יד: כב עַשֵּׂר תְּעַשֵּׂר אֵת כָּל תְּבוּאַת זַרְעֶךָ הַיֹּצֵא הַשָּׂדֶה שָׁנָה שָׁנָה. יד: כג וְאָכַלְתָּ לִפְנֵי יְ-הוָה אֱלֹהֶיךָ בַּמָָּּוֹֹ אֲשֶׁר יִבְְַר לְשַׁכֵּן שְׁמוֹ שָָם מַעְשַׂר דְּגָנְךָ תִּירֹשְׁךָ וְיִצְהָרֶךָ וּבְכֹרֹת בְְָּּרְךָ וְצֹאנֶךָ ...
Втор 14:22 От всех произведений посева твоего, которые приносит поле, каждый год отдавай десятину, хлеб, вино твое и масло твое, и первородное из скота твоего и мелкого скота твоего…
На самом деле центральное место этих продуктах побудило некоторых иудеев в период Второго Храма отмечать חג הביכורים, «Праздник первых продуктов», трижды, с шагом в пятьдесят дней, по одному для каждого продукта (пшеница, вино, затем масло).
Фрукты и мед
В дополнение к хлебу, вину и оливковому маслу Библия упоминает фрукты и мед как естественные продукты земли:
דברים ח: אֶרֶץ חִטִִִָָּּה וּשְׂעֹרָה וְגֶפֶן וּתְאֵנָה וְרִמּוֹן אֶרֶץ זֵית שֶׁמֶן וּדְבָשׁ. ח:ט אֶרֶץ אֲשֶׁר לֹא בְמִסְכֵּנֻת תֹּאכַל בָּהּ לֶחֶם לֹא תֶחְסַר כֹּל בָּהּ...ֹֹ
Втор 8:8 Земля пшеницы и ячменя, виноградников, смоковниц и гранатовых деревьев, земля оливковых деревьев и меда; 8:9 земля, где вы будете есть пищу без ограничения, где вы не будете иметь недостатка ни в чем...
Израильские фермеры сушили эти фрукты, чтобы они дольше хранились, и делали продукты, похожие на варенье. Вероятно, это то, что текст подразумевает здесь под медом, хотя мед диких пчел упоминается в историях о Самсоне (Суд. 14:8) и Ионафане (1 Цар. 14:26, 29, 43), а пасека с глиняными пчелиными ульями была обнаружен в IIA железного века в Тель-Рехове.
Археологическая картина
Большинство продуктов, описанных выше, были найдены при раскопках либо в виде остатков, либо в обугленном состоянии. К ним относятся: зерно (пшеница, ячмень, бобовые), косточки и семечки (оливки, виноград) и стебли растений. Иногда встречаются целые фрукты, такие как инжир и гранат, что облегчает идентификацию.
Готовка еды
Археология также многое говорит нам о способах приготовления пищи. Обнаружение хлебных печей, очагов, различных видов варочных котлов, мельниц, прессов для вина и оливок, гумнов и т. д. помогает определить, как готовилась пища, и иллюстрирует словесные описания в тексте.
Когда мы читаем о женщине, которая уронила обломок верхнего точильного камня на голову Авимелеха (Суд. 9:53), мы можем узнать, что это был за предмет, потому что археология обнаружила множество таких предметов. Многие приспособления для измельчения, обнаруженные в местах приготовления пищи, иллюстрируют, как Самсона заставили молоть зерно (Суд. 16:21). В какой-то момент в этот период были введены балочные прессы, которые сделали производство оливкового масла намного более эффективным.
Общая среда: помимо ферм и стад
Археология также способствует нашему пониманию общей среды, в которой жили древние израильтяне. Пыльца, поступающая с археологических уровней, служит свидетельством типов флоры, существовавших в древние времена. Некоторые из них выращивались древними земледельцами, а другие росли дикими.
То же самое верно и для костей животных от диких животных. Некоторых животных, например газелей, использовали в пищу; в истории Иакова и Исава охота упоминается как дополнительный источник пищи, а обнаружение костей диких животных в домашнем контексте демонстрирует, что это действительно так. Другие животные, такие как грызуны, лисы, ежи и т. д. просто гибли поблизости. Мы также находим останки рабочих животных, таких как ослы, и даже домашних животных; да, у древних израильтян были кошки и собаки.
Некоторые удивительно полезные данные о древней окружающей среде получены из останков улиток, извлеченных из разных слоев, поскольку они могут помочь реконструировать древний климат, преобладавший в различные периоды: определенные условия более благоприятны для определенных видов улиток.
Короче говоря, археология оживляет реалии текста. Она обеспечивает физическое свидетельство словесного описания и заполняет пробелы, оставленные текстом открытыми. Это помогает увидеть, какой была жизнь большинства израильтян/иудеев, которые не жили в крупных городах и составляли основу библейского общества.