ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ
- Странный вопрос - возможно, подумаете вы, - да и где его искать, и что он такое?
А, он совсем не странный, а очень даже важный. Для понимания искусства – важный. Ведь у искусства, СМЫСЛЫ свои - особенные. Оно живёт по своим законам и отменять их мы не вправе.
Так, что же это такое – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ. Начнём со слова ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - значит придуманный - ПРИДУМАННЫЙ ХУДОЖНИКОМ.
Ну, с этим, всё, вроде бы понятно. А вот со СМЫСЛОМ - оказалось сложнее. Но, всё-таки давайте попытаемся. Что же такое СМЫСЛ? Поискав в словарях, я понял, что мне будет трудно вам это объяснить. То есть, это слово может иметь разные значения, в зависимости от того, к чему (какому слову, понятию) оно употребляется. Но, если попробовать, объяснить его очень, очень просто, то это, что-то ГЛАВНОЕ. Ведь мы с вами часто можем услышать: в этом есть смысл, в этом нет смысла, какой в этом смысл? - ну, и так далее. Как же тогда нам быть? А, давайте вернёмся к слову ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, и попробуем понять слово СМЫСЛ в соединении с ним.
Давайте попробуем поискать ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ в изобразительном искусстве. То есть, попробуем поискать там - ГЛАВНОЕ. Можно сказать: ХУДОЖЕСТВЕННО ГЛАВНОЕ.
Какую же картину нам выбрать, на какой поискать ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ? Всё зависит от вашего возраста. Какой выберем? Давайте представим, что вам 10 – 11 лет. В этом возрасте, некоторые из вас, уже почти, взрослые. Я, не шучу. У меня были такие ученики. Большие знатоки и умники. С ними было очень интересно общаться. И сейчас, есть такие.
С картиной оказалось сложнее. Много я их перебрал в своём сознании и остановился на картине художника Карла Павловича Брюллова «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ».
Художник посвятил её страшному извержению вулкана и гибели в 79 году, 1го века нашей эры города Помпеи. Давайте попытаемся понять: а в чём же художественный смысл этого произведения?
Начнём с начала. Брюллов захотел написать картину, посвящённую трагическим событиям далёкого прошлого. Ему предстояло создать образ явления, которое он никогда не видел. Он знает о нём по историческим книгам, по документам, по источникам, в которых о нём говорится. Известно, что он был на раскопках Помпей, так как в это время, он жил и работал в Италии. А раз так, значит, ему предстоит совершить ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКТ - придумать - ЧТО и КАК, он изобразит на картине. Начинается творческий процесс - придумывания и написания картины. Этюды, эскизы, наброски - всё участвует в этом процессе. Посмотрите друзья, как нелегко и непросто, искал художник Брюллов ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ, в своей знаменитой картине. Посмотрите и почувствуйте, как велик труд художника, особенно если он задумал написать очень большую картину, на такую сложную историческую тему. Писать то, что ты никогда не видел, а только можешь представить в своём сознании, в своём воображении - это (повторюсь) нелегко и непросто. На это нужен особый талант. И, видимо у Брюллова - он был. Ведь недаром, закончив Академию художеств, он получил золотую медаль и пенсионерскую поездку в Италию.
Мы можем сказать, что, с этих набросков и эскизов, и начинается процесс создания ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СМЫСЛОВ. Да, да, именно смыслов. В его огромной картине, каждая деталь, каждый элемент, каждая фигура, становясь образом - обретают свой смысл. Все эти смыслы, объединяются в один большой смысл. Он становится ГЛАВНЫМ, то есть, тем, во имя чего и для чего писалась картина. Видимо художник хотел поделиться со зрителем, своими представлениями о том страшном событии.
Всё, что мы видим на картине - это вымысел художника. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ изображённого, выражается в художественных образах придуманных художником. Сама картина, и является неким связующим этих двух слов: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ.
Итак, можно предположить, что ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ в изобразительном искусстве ЭТО: разговор художника со зрителем ЖИВОПИСЬЮ - способом нанесения красочного слоя, тональными отношениями мазков, их расположением на плоскости, их композиционным содержанием, - всем тем, из чего и состоит картина.
Давайте подведём итог: так из чего же получается художественный смысл на картине?
1. Из желания и представления художника о том, что и как он напишет.
2. Из того, как он будет размышлять цветом.
3. Из художественного качества написанного им образа.
4. И возможно из чего-то ещё, о чём мы не знаем, и может даже, никогда и не узнаем.
5. Но это не страшно, - главное, что мы увидели эту картину и кое-что о ней узнали.