Когда наступает кризис, большинство владельцев теряются и не знают, как развивать компанию дальше: привычные методы работы становятся невозможными, нужно искать новые способы продвижения, привлечения клиентов и средств. Те, кто на это не способны, уступают более адаптивным конкурентам и уходят с рынка.
Но я считаю, что кризис — это не время для паники и отказа от бизнеса. Наоборот, вы можете найти новые возможности, посмотреть на компанию с другой стороны и оптимизировать бизнес-процессы. Это позволит привлечь новых клиентов, занять лидирующие позиции на рынке и заинтересовать новых партнёров.
В этой статье я поделюсь советами, которые помогут компании пережить тяжёлые времена и при этом стать сильнее.
Узнайте о современных технологиях управления бизнесом, которые позволяют расти от 2 до 10 раз в год без участия собственника в операционке.
Зарегистрируйтесь и получите пошаговый план «10 шагов по выходу из операционки».
Осваивайте новые рынки
Пока одни боятся рисковать и стараются сохранить то, что имеют, боритесь с кризисом агрессивно, захватывайте новые территории. Не упустите возможность открыть филиал в другой стране и сделать свой бизнес международным. Так у вас вырастет объём продаж, и увеличится количество клиентов.
Но перед этим нужно трезво оценить положение компании и учесть все риски.
Оцените ёмкость рынка
Ёмкость рынка — это количество денег, которые клиенты готовы потратить на ваш продукт в конкретных условиях. Вам нужно понять, способны ли люди сейчас тратить столько же денег на ваши товары и услуги, сколько тратили раньше. Возможно, в нынешней ситуации у потребителей поменялись приоритеты и потребности, и они не готовы платить вам много.
Когда вы узнаете ёмкость рынка, то сможете увидеть перспективы в своей нише, поймёте, стоит ли продолжать определённые проекты или больше нет смысла на них тратиться, и переделаете стратегию в соответствии с нынешней ситуацией.
Для оценки ёмкости можно воспользоваться услугами консалтинговых, аудиторских и маркетинговых компаний.
Постройте систему
Невозможно развивать компанию в хаосе. Вы не переживёте кризис, если не будете знать, какие процессы можно оптимизировать, какие области усилить, каких специалистов привлечь. Это всё позволяют увидеть системы измерения результатов в статистиках и организующие схемы, на которых видно узкие места компании. Контролировать работу сотрудников при этом вы сможете с помощью системы координаций, планирования и внедрённых должностных инструкций.
Подробнее об инструментах управления, которые помогают построить систему эффективного бизнеса, я расскажу на бесплатном мастер-классе.
Не изменяйте своим принципам
У каждой компании есть вещи, которые она принципиально не делает, или клиенты, с которыми не работает. Например, у вас PR-агентство, и вы никогда не помогаете продвигаться онлайн-казино.
Возможно, в период кризиса появится соблазн заработать побольше денег на том, чем вы раньше отказывались заниматься, но это опасно, такие уступки принесут бизнесу проблемы. Например, от вас уйдут клиенты, которые выбрали вас из всех компаний за ваши идеалы и принципы, они не простят, что вы «переобулись», чтобы получить больше денег.
Измените маркетинговую стратегию
Пересмотрите методы продвижения, отбросьте сомнительные проекты и подстройте маркетинг под нынешнюю ситуацию: поэкспериментируйте с текстами, мотивами, визуальным оформлением, людей привлекут новые смыслы и образы.
Но обязательно измеряйте эффективность каждого эксперимента и сразу отметайте проекты, в которых нет смысла.
Сократите затраты
Если вы уже несколько лет затеваете дорогостоящий ремонт в офисе, придётся отложить его ещё на неопределённый срок. Сейчас явно не нужно тратить деньги на вещи, которые не принесут отдачи.
Ищите, какие расходы можно урезать без вреда для бизнеса, и делайте это. Возможно, ваш поставщик сырья обходиться недёшево, и можно найти другого или же перевести сотрудника, у которого немного функций, на неполный рабочий день.
Понять, что нужно урезать, легко, задайте себе вопрос «Принесут ли мне прибыль эти расходы?» Если нет — сокращайте.
Пересмотрите перечень дебиторов
Перестаньте работать с теми, кто задерживает оплаты. Если люди не платили, когда всё было хорошо, во время кризиса вы вообще не сможете ничего от них добиться. Лучше сразу прекратить взаимодействие и попрощаться.
Постоянно учитесь
Ходите на курсы, читайте книги, посещайте тренинги. Постоянно узнавайте новое, чтобы разбираться во всём и быстро находить выходы из любых ситуаций. Перенимайте опыт других бизнесменов, чтобы применять их успешные стратегии в своей компании.
Главное, помните, что не нужно отчаиваться и опускать руки. Вы как лидер должны подавать пример команде и показывать им, что у вас если план, как пережить это тяжёлое время и стать ещё сильнее. Тогда сотрудники пойдут за вами, и вместе вы добьётесь большего.
Пошаговый план «10 шагов по выходу из операционки»
Узнайте о современных технологиях управления бизнесом, которые позволяют расти от 2 до 10 раз в год без участия собственника в операционке.
Зарегистрируйтесь и получите пошаговый план «10 шагов по выходу из операционки».