Сразу небольшая ремарка: некоторые тезисы мне как непрофессионалу (не искусствоведу и не историку) кажутся притянутыми за уши. Думаю, что и у вас, друзья, могут возникнуть такие же мысли. Но мы просто не варились в искусствоведческой среде и не считываем запросто такие моменты.
Так что предлагаю всё-таки прислушаться к классической интерпретации.
Итак, я уже упоминала в прошлом посте, что серия картин «Лавки» содержат несколько очень характерных для того времени (17 в.) аллегорий. Это 4 стихии, 5 чувств, 4 времени года. И всё вместе — это ода изобилию родной земли (мы сейчас говорим о Фландрии, родине Снейдерса).
🔥💧🌱🌬️ 4 стихии найти достаточно легко: в лавке с дичью, где преобладают птицы, содержится намёк на воздух. Овощная и фруктовая лавки — стихия земли, подарившей эти превосходные плоды. Вода — это рыбная лавка.
Сложности возникают с огнём: где же он? Искусствоведы говорят, что огонь нужно искать в гостях у его антипода — воды. Посмотрите на яркую, отливающую медью металлическую посуду. Это и есть огненный символ, ведь как плавить металл без огня?
🌱🌷🍁❄️Посложнее обстоят дела с 4 временами года. Лавка с дичью подразумевает осень — сезон охоты. Фруктовая лавка — лето, пора созревания плодов. В овощной лавке рядом с головой торговки стоит ваза с розами и тюльпанами — намёк на весну. Рыбная лавка — зима, время, когда охота замирает, а в садах и о городах — пустота и снег.
👃🏻👅👂🏻✍🏻👀 Ещё запутаннее обстоит дело с 5 чувствами. Давайте разбираться. В этом нам помогут жанровые сценки, которые Снейдерс ввёл в свои натюрморты.
Пожилой мужчина в лавке дичи, обернувшийся на собачий лай, олицетворяет слух. Беременная покупательница во фруктовой лавке, которая держит в руке абрикос — осязание. В овощной лавке лошадь жуёт пышную капусту — это вкус. Там же, рядом с торговкой овощами, стоит уже упомянутый букет цветов — обоняние. Воришка, срезающий кошелёк у покупательницы — зрение.
Если совсем заморочиться, можно вспомнить, что художники того времени очень любили зашифровывать на картинах разные пословицы и поучения. И найти несколько. Например, в лавке дичи собака лает не просто так, а на кошку (найдите её наверху полотна) и иллюстрирует поговорку «живут, как кошка с собакой». Корень пастернака, который хочет купить девушка в овощной лавке — эротический символ. Тут же рядом у барышни «уводит» кошелёк воришка. В этом можно увидеть предостережение: в делах амурных надо держать ухо востро, чтобы тобой не воспользовались.
Вот такие игры разума предлагают нам искусствоведы по картинам Снейдерса.
А я больше люблю просто рассматривать его натюрморты, подмечать мелочи и находить знакомых представителей флоры и фауны.
А вы любите Снейдерса? Предпочитаете любоваться или искать разные символы?
#музейная_крыса_о_картине #искусствовмассы #экскурсии #развиваемсявместе #семейноеобучение #детсикеэкскурсии #искусствообъединяет