Найти тему
ПСИХОКРАТ

Принципы обучения

Принципы обучения - это такие руководящие педагогические положения, которые отражают закономерности педагогического процесса и определяют деятельность обучающего по вооружению обучаемых знаниями, навыками.

Во время обучения нельзя допускать на занятиях упрощенчества и формализма, необходимо максимально приблизить обучение к той реальной обстановке, которая окружает обучаемого.

Если речь идет об обучении работы на станках, технике, агрегатах, необходимо добиваться, чтобы каждый обучаемый мастерски владел перечисленными выше техническими средствами в условиях повышенной сложности.

Наставник (обучающий) во время обучения не только передает свои знания обучаемому, но и делает особый акцент на мерах безопасности исходя из требований руководящих документов и личного опыта.

Рассмотрим основные требования к принципам обучения.

Основные требования принципа сознательность и активность обучаемых

- обучения, понимания или важности овладения знаниями, навыками и умениями;

- на основе познавательного интереса и различных методических приемов в процессе занятий создавать условия для активной творческой мыслительной деятельности обучаемых, исключить механическое заучивание;

- способность творческому применению обучаемыми своих знаний на практике;

- вооружить обучаемых эффективными приемами самостоятельной работы по приобретению знаний, навыков, умений, критической оценки результатов своей учебной работы;

- организовать соревнования по конкретным задачам и нормативам;

- выработка сознательного и активного отношения к обучению.

-2

Основные требования принципа наглядность обучения

- наглядность должна иметь глубокое содержание;

- отвечать целям и содержанию занятий;

- быть явной и доступной;

- широко использовать современные технические средства обучения и наглядности;

- средства наглядности применять творчески и методически правильно.

Основные требования принципа систематичность и последовательность обучения

- соблюдать строгую логическую связь в изложении учебного материала по годам обучения и по каждому отдельному занятию;

- давать обучаемым строгую структуру научных знаний;

- обеспечить четкое планирование практических занятий;

- умело связывать вновь изучаемые темы, события, факты с уже известными, ранее изученными;

- излагать учебный материал по частям, логически связанного между собой;

- умело группировать, структурно строить учебный материал, выделять главное то, что должно быть глубоко усвоено.

Основные требования принципа доступность обучения

- в изучении учебного материала идти от известного к неизвестному;

- постепенно переходить от простого к сложному;

- изучение учебного материала начинать с легкого, постепенно переходя к трудному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых;

- организация обучения на таком уровне трудности, который был бы преодолен с помощью обучающего.

Основные требования принципа прочность овладения знаниями, навыками, умениями

-3

- разъяснять обучаемым значение изучаемого материала для практической деятельности;

- давать установку на длительность запоминания изучаемого материала, прежде всего основных положений;

- систематически повторять ранее изученный материал;

- применять изученный материал в практической деятельности;

- стимулировать самостоятельную работу подчиненных, обучать их эффективным приемам и способам самостоятельной работы;

- постоянно повышать методическое мастерство обучающего, его умение такой организации учебного процесса, при котором достигалась бы прочность овладения знаниями, навыками, умениями.

Основные требования принципа коллективизм и индивидуальный подход в обучении

-4

- в процессе обучения широко использовать большие возможности коллектива (взаимопомощи, обмен передовым опытом и т.д);

- создавать в коллективе положительный психологический климат (хорошее настроение, требовательное общественное мнение, хорошее взаимоотношения, положительные традиции);

- знать и учитывать в процессе обучения индивидуально-психологические особенности, знания подчиненных, их интересы, склонности, черты характера и т.д;

- в зависимости от индивидуально-психологических особенностей дифференциально подходить к обучению каждого человека;

- постоянно работать с лидерами коллектива, учитывать особенности и уровень их подготовки.

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод, что все перечисленные требования к принципам обучения не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые в свою очередь зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому и принципы обучения и требования к ним могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем.