Этот вопрос напрямую примыкает к рассказу о мотивации. Если ребенок не проявляет ни малейшего желания учиться - это, по сути, и значит, что проблема лежит в мотивационной сфере. Значит, нет достаточных причин для того, чтобы выполнять определенную деятельность (ходить в школу, слушать учителя, делать домашнюю работу), либо их "перекрывают" более значимые факторы, мешающие ребенку учиться. И, прежде чем искать проблему в мотивации, обязательно надо проверить - а нет ли каких-то серьезных причин этой кажущейся нелюбви к учебе? Так бывает достаточно часто, причем проблема может быть на самом виду. Например: у ребенка правильно сформирована мотивационная сфера, он проявляет интерес к учебе и готов ходить в школу, но ему мешает более значимый фактор - старшеклассники, третирующие его в столовой. Таким "перекрывающим" фактором может быть практически что угодно, но, поскольку школа - место социального контакта, то чаще всего это люди, с которыми не хочется встречаться (учителя, одноклассники, школьные хулиганы, библиотекарь, которому вовремя не вернули книгу и т. д.). Изменить окружение ребенка нам вполне под силу, начиная от спокойного решения конфликтов и заканчивая переводом в другую школу.
К сожалению, очень часто бывает так, что в отсутствии желания учиться виновата сама школьная система. Самой частой причиной того, что ребенок не испытывает радости от учебы, является... банальная скука. Учебники, которые должны прививать радость от открытия нового, оказываются написаны сухим протокольным языком, как будто бы специально для того, чтобы отвратить школьников от науки и рассказать об интересном наиболее скучным образом. Учителя порой и не думают преподносить свой предмет интересно и увлечь школьников - главное, что он вообще читается. Но времена, когда дети ходили в школу, потому что другого источника знаний просто не было, прошли; мы давно не живем в условиях дефицита информации, - сейчас ее, наоборот, слишком много, особенно развлекательной. И конкурировать с ней школьные знания, увы, могут далеко не всегда. Решить эту проблему может только хороший учитель, способный привить любовь к своему предмету. В противном случае ругать ученика за то, что он не интересуется скучными уроками, попросту бессмысленно.
Продолжение разговора - в следующей статье! Подпишитесь на нас, чтобы не пропустить!