Рита корчилась от боли в «Буханке» Скорой Помощи. Радовалась, что не поехала на свадьбу своей девочки: «если бы это началась прямо там?!» с ужасом думала она. Боль заполняла всё тело, живот стал будто каменный. Она долго мучилась в родильном отделении, дежурный врач подсказывала и помогала. По переглядам между акушеркой и врачом Рита поняла, что у неё проблемы. Вскоре врач настояла на операции, несмотря на адскую боль и схватки, доктор попыталась ей объяснить в чём дело, она слышала лишь отрывками, ей хотелось, чтобы всё закончилось, казалось это длиться уже вечность. Операция прошла успешно, под общим наркозом. Рита разрешилась мальчиком.
Сергей в это время дома не находил себе места. Он не знал, как надо себя вести в такой ситуации, воспринимал беременность Маргариты как болезнь, от которой она вот-вот излечится. Отцовских чувств в нём было на грамм, он никогда этого не скрывал. Рите говорил:
- Я скорее всего, буду плохим отцом. Кажется, я не готов стать отцом.
Она спокойно принимала эти слова, учитывая его образ жизни и мышления. Стала задумываться, что будет обузой для него и его творчества. Хотя он давно ничего не творил. Он несколько раз ходил на реку и делал наброски. Искал вдохновение в здешних местах, но не получалось. Он забросил кисти и трепетно с любовью заботился о Маргарите, надеясь на её скорейшее выздоровление.
Долго восстанавливалась Рита после «болезни». Сергей не приехал её забирать из РодДома, он не знал, что так надо. Ждал в их старой, теперь уютной квартирке. Маргарита приехала и положила маленький, живой свёрток в детскую кроватку. Сергей метался вокруг неё.
- Серёж, успокойся. Посмотри на него, разве он не чудо?
Сергей брезгливо и с осторожностью заглянул в кроватку. Быстро повернулся к Рите и растерянно спросил:
- А что, теперь делать? Как мы, жить будем. Этому... Ему... – Сергей положил руку на кроватку, но старался не смотреть на ребёнка – Ему ведь постоянно что-то надо? Правильно?
- Пока ему достаточно моего молока – Рита опустила глаза, положение её мягко говоря было не завидным.
- Я не про то – Он подошёл и взял в свои руки ладони Маргариты, каким жалким он был в этот момент – Я никогда... Я не знаю, что мне делать! Работать я не умею. Но попробую научиться. Буду искать и брать заказы, только мне надо уехать...
Так Сергей стал уезжать. Иногда на пару дней, чаще надолго. Иногда с деньгами приезжал, чаще без них. Иногда трезвый, чаще «под настроением». Но всегда он относился к Рите ласково, нежно, деликатно. Не требовал горячего борща и сытных котлет, но с удовольствием и большой благодарностью ел, если таковые были. И, как всегда, со страстью рассказывал и вдохновением о новых проектах, знакомых, друзьях. А ночью жалобно плакал у неё на плече, какой он плохой отец и добытчик.
Сына назвали Матвей. Фамилию Рита дала свою девичью, Сергей был не против. Папа весьма спокойно относился к ребёнку. Жили в основном на пособия, которые получала Рита. Она познакомилась и подружилась с соседями на улице. Бабы жалели её, хотя и считали гордячкой, потому что хозяйство не заводит, а в селе только так надо жить. Мужики на Сергея, как на чудного смотрели. Иногда приезжала её мама, привозила продукты, немного денег. Рита не хотела принимать помощь, не радовалась, когда приезжала мама.
- Ох, Ритка, не думала я! Что ты меня внуком наградишь в таком возрасте – Ворчала мать – Тебе самой уже скоро внуков нянчить, а мне правнуков. Да ещё от кого?! – Качала она расстроено головой – Ничего у него нет за душой и не будет.
- У Антона тоже ничего не было. А когда появилось, я стала не нужна...
- Ох, Ритка, вы ж молодые были. А теперь?! – Она снова качала головой, но таяла при виде младенца и расплывалась в улыбке – Может права Сонька была?
- Мама, не знаешь, как там Соня? – Услышав имя дочери, Рита оживилась - Только из писем Богдана знаю о ней, но совсем мало, он больше о службе пишет.
- Кто её знает. Высоко взлетает птичка, родни своей чурается. Звонила я ей на день рождения, она от меня быстренько отделалась – Бабуля играла с малышом - А твой опять где?
- В городе, по делам.
- Знаю я его дела. Шатается с такими же бездельниками. Думает работа сама его найдет. Ох, Ритка...
Маму тоже можно понять, волновалась за дочь, внуков. Мужик такой «не путёвый» дочери попался.
Матвей рос, крепким здоровым мальчиком. Рита уже договорилась, что бы его взяли в местный детский сад, и себе там же местечко нашла на будущее. Заведующая детского сада была готова хоть сейчас её на работу принять.
- Постоянно меняются люди, за такую зарплату мало кто задерживается – Рассказывала Виктория Викторовна.
Рита была счастлива, кажется она нашла свой маленький уютный уголок.
Беда пришла откуда не ждали.
Однажды Сергей приехал из города к Маргарите уже «хорошенький», по пути к дому завёл разговор с местной «творческой интеллигенцией» - обычная деревенская пьянь. Сергей охотно влился в их компанию, сначала домой привёл, пару дней там пили, потом Рита выгнала всех, и Сергей где-то в поселке болтался. В конце концов «приятели» не сошлись во мнениях, завязался спор потом драка. Сергею в этой драке правую руку сломали в двух или трёх местах. Его руки – это было то, единственное чем он зарабатывал хоть что-то. Несколько месяцев он провел дома в гипсе, жалуясь Рите на злой рок, капризничал, как ребёнок и требуя к себе внимания. Рита весьма терпеливо относилась к нему, надеялась, когда гипс снимут он успокоится. Но пальцы срослись неправильно. Тонкая и аккуратная работа не получалась у Сергея. Тут для него жизнь и закончилась.
Он так же ездил в город, но всегда просил денег у Риты и не привозил ничего. Возвращался выпившим или пил дома. Брался за «халтуру», как он говорил, ворота расписать, в местной школе или саду стенды оформить. Платили мало, но работа была периодически. Даже маляром подрабатывал. Это угнетало его, а он угнетал Риту.
Она старалась его поддержать, подбодрить. Чтобы не шатался по посёлку, подыскивала ему работу, в летнее время в селе всегда много работы и в совхозах и дома. Но Сергей наотрез отказывался от физического труда, ссылаясь на слабость в руке.
Матвей скоро пошёл в сад, Рита устроилась на работу. Не видеть и не слышать жалобы Сергея днём, это было здорово. Среди людей ей было легче. Она с большой любовью и материнской гордостью рассказывала на работе о своих старших детях. Особенно про маленькую Софью.
При оформлении ребенка в сад появились небольшие формальные трудности с пропиской, но Маргарита пообещала заведующей решить их, как можно быстрее. С деньгами в семье тоже было плохо, спасало только то что питались Матвей и Рита в садике, а её зарплаты едва хватало на оплату самого необходимого. Но Рита не унывала. Её радовали и поддерживали письма Богдана. Он даже приехал один раз к ним. Богдан привёз кучу гостинцев и подарков Матвею, много рассказывал ему о своей службе. Через год Богдан женился, он не устраивал пышного торжества, скромный семейный вечер. Рита не поехала, у неё просто не было денег, а признаться в этом сыну ей было стыдно.
У этой странной, городской пары не было большого достатка, часто денег не хватало совсем. Но они жили, никого не трогали, искали радость в каждом моменте, хотя по-своему каждый. Рита занималась сыном, Сергей продолжал поиски себя.
Однажды Маргарите понадобилось в город. Они с Матвеем уехали. После того как она уладила свои дела они решили прогуляться. Зашли в кофейню, потом гуляли по району, где когда-то жила Рита, заглянула в магазин, в котором она когда-то работала. На выходе из магазина она увидела Софью, та садилась в машину на противоположной стороне улицы. Рита не сдержалась...
- Соня!!! – Крикнула она, как можно громче – Сонечка, здравствуй.
Софья обернулась и вышла из машины, подошла к маме.
- Здравствуй. Мама – Она намерено делала паузы между словами – Ты вернулась в город? Я не знала об этом.
- Девочка моя! Как ты поживаешь? Какая ты стала красивая, деловая! – С гордостью и трепетом произносила Рита, она чуть не расплакалась, ей так хотелось обнять Соню – Это Матвей, твой брат – Она взяла мальчика за руку.
Рита холодно посмотрела на ребёнка. Таким же тоном продолжила.
- Да, мама, жизнь не стоит на месте. Свекровь помогла мне, я сейчас работаю в прокуратуре, должность пока маленькая, но это ненадолго – Разглядывая свой маникюр говорила Софья – Ты одна? Или так и живёшь со своим свободным художником?
- Мы живём, втроём. Матвей уже в садик ходит – Она запнулась – А у тебя есть дети? Я боялась тебе звонить, думала тебе это не понравится.
- Правильно думала. Ни к чему мне пьющие родственники из деревни. Знаю, твой ... спивается там.
- Нет Рита, что ты! Сергей конечно выпивает, но он не пьяница – Рита отвела глаза в сторону, при этих словах.
- Мам давай присядем на скамейку разговор есть.
Они прошли в небольшой сквер, присели на скамейку. Матвей носился вокруг них играя в самолёт. Софья небрежно достала деньги и протянула мальчику.
- Купи себе мороженого или конфет – Матвей обрадовался, Софья взглянула на маму – Мама я слышала вам там неплохо живётся?
- Да, спасибо. Люди отзывчивые. Я работаю в детском саду, помощником воспитателя – С гордостью произносила Рита – Нам не на что жаловаться.
- Твой художник естественно нет. Ну, я не об этом – Рита достала из сумки ключи, стала вертеть их в руке – Быстро вырос ребёнок! – Указывала она на Матвея – У нас пока не получается, я признаться и не стремлюсь, мне нужно с карьерой разобраться.
- Да, карьера, это важно. Ты никогда не будешь зависеть от мужчины – Ласково говорила Рита.
- Точно. Я хотела приехать к вам поговорить, но вот судьба, встретила тебя! – Оживилась Софья – Я по поводу квартиры, в которой вы сейчас живёте. Ты, наверное, не знала, это квартира Аньки. Точнее её родителей они давно умерли...
- Аня - это вторая жена твоего отца?
- Да. Это, она мне тогда подала такую блестящую идею. Как видишь всё получилось здорово – Она посмотрела на мать ожидая благодарности – Сейчас у них с отцом какие-то размолвки и она хочет продать квартиру. Лучше я тебе об этом скажу, чем она сама приедет. Надо освободить квартиру, она скоро привезёт покупателей.
Рита была в недоумении, ели бы она знала чья это квартира никогда бы там не поселилась. Теперь это жильё было в порядке, они сделали там дешёвенький ремонт, навели порядок. Она не знала, что ответить дочери.
- Мама, только не надо опять делать из себя жертву. Ты взрослая женщина, за столько лет и не поинтересовалась, чей это дом, согласись, это не разумно как минимум.
- Мне рассказывали соседи про семью одну, но я и подумать не могла, что это именно та Аня. Ты конечно права, я не разбираюсь в людях, документах, интригах – Здесь она сделала паузу – Но, что мне теперь делать? Где нам жить?
- Я поняла!!! – Разочарованно говорила Софья – Ты намекаешь на квартиру, которую мне подарила? Заметь. Я тебя об этом не просила – это твоё решение.
- Нет! Нет! Что ты... Но может мы пока – Она не успела договорить.
- Нет мама, в квартире живут квартиранты. Они заплатили за год вперёд. У нас договор. У тебя есть мужчина, отец твоего ребёнка, вот пусть решает эту проблему – Нервничала Софья – Мам, мне пора. Ещё увидимся.
Больше они никогда не виделись.
Всю дорогу домой Маргарита плакала, она пыталась скрыть это от пассажиров в автобусе, но не получалось, Матвей устал и крепко спал у неё на плече. Когда Рита вернулась домой Сергея не было, он отсутствовал ещё два дня. Рита начала собирать вещи, хотя совершенно не понимала куда идти. К маме она не хотела ехать, стыдно. Работы там нет, до города очень далеко. Она поделилась своей проблемой с коллегами в садике, её жалели, переживали, но помочь ничем не могли. Заведующая детского сада рассказала о заброшенном доме на краю посёлка.
- Но, он в таком плачевном состоянии, я даже не знаю можно ли там жить зимой. Пока тепло, может получиться. Есть у нас одинокие старушки, но они тебя не примут с ребёнком...
Рита сходила к этому дому. Он был ужасен. Старый, покосившийся, в некоторых окнах выбиты стёкла, двор давно зарос бурьяном и кустарником.
Она умоляла Сергея сделать что-нибудь, когда тот вернулся.
- Рита, хорошая моя, что я могу сделать? Я и раньше не сильно мог... А, теперь и вовсе. Давай снимем комнату в общежитии в городе, там хоть работу найти можно.
- На что снимем? У нас нет денег даже заплатить за первый месяц! А потом?
Начали приезжать покупатели, смотреть квартиру, многим она нравилась, подкупало то, что школа была напротив. Ничего не оставалось, как привести в порядок это старый дом, хотя бы на время пока тепло. Они смогут собрать немного денег и что-нибудь снять в городе, так думала Рита. Сергей изо всех сил помогал Маргарите, научился даже гвозди забивать. В последнее время он боялся, что Рита его выгонит, теперь он без неё просто не выживет. Они вместе разобрали кухню и одну комнату, остальную часть дома закрыли. Перевезли свою старенькую мебель с квартиры и вскоре, не дожидаясь пока их выгонят, съехали с квартиры. Матвею не нравился «новый» дом, он стеснялся перед друзьями, что живёт там. Сергей бегал по посёлку и искал подработки. Они экономили и собирали, чтобы к холодам решить жилищный вопрос.
Наступила осень, начались дожди, но пока ещё было тепло.
Маргарите на работу пришла телеграмма. Её мама умерла. Всё, что им удалось скопить за эти месяцы, ушло на организацию похорон. Рите достался дом в глухой деревне из 10 дворов. Они не могли здесь остаться, возвращаться тоже было некуда. Но пришлось.
Поселковые мастера помогли им отремонтировать дровяную печь в доме, куда они вернулись. Ни Рита, ни Сергей не понимали, что такое отапливать дом дровами, где их брать и в каком количестве. Им немного привезли из совхоза, просто потому, что пожалели. Этого хватило до декабря. Матвей стал часто болеть, не всегда выглядел опрятно из-за того, что не было воды в доме. Рита старалась держаться изо всех сил, но временами её накрывало. Сергей, как всегда, постоянно пропадал куда-то.
- Маргарита – Однажды, обратилась к ней заведующая детского сада – Помнишь ты обещала решить вопрос с пропиской Матвея, ещё в самом начале.
- Да конечно, Виктория Викторовна – Скоро я вступлю в наследство и пропишу его в дом, где жила мама.
- Я понимаю. Матвей выпускается из детского сада, я должна передать документы в школу. Пока прописки нет, я обязана уведомить органы опеки – Виктория Викторовна вздохнула – я давно должна была это сделать. Очень надеюсь у тебя всё получится, ты решишь этот вопрос и у тебя всё наконец наладится.
- Спасибо, я всё сделаю для этого.
Органы опеки в начале вызвали нерадивую мать объясниться, почему ребёнок до сих пор без прописки. Потом приехали посмотреть в каких условиях живёт ребёнок, условия им очень не понравились. Но, уверения Риты, о том, что у неё есть дом в деревне такой-то + хорошие отзывы от соседей, коллег с работы, порядок в доме помогли ей убедить строгую, но справедливую сотрудницу Опеки. Рита всё ещё надеялась вырваться из этого ада.
Они тяжело пережили эту зиму, затем холодную весну. Рита, как и обещала, прописала Матвея в старый деревенский дом её матери. Ей удалось скопить денег, они уехали в город, сняли маленькую комнату в общаге. Чтобы хватало на жильё, и самое необходимое. Рита работала на двух работах, Сергей где-то вечно пропадал и слава богу редко приходил.
Матвею на новом месте пришлось туго, над ним смеялись, обзывали деревенщиной, голодранцем из-за старой заношенной одежды. Он стал сбегать со школы и бродить по городу, дома говорил, что в школе у него все хорошо. Скоро маме позвонили со школы. Матвей обещал исправиться, и конечно старался как мог, но сверстники и одноклассники его продолжали унижать, а он продолжал сбегать. Он часто сбегал на вокзал и смотрел на электрички и поезда, наблюдал за людской суетой, когда приходил и уходил поезд. Мечтал, вырасти и уехать к брату во Владивосток, стать военным. На вокзале его неоднократно забирали в милицию, особенно когда он засиживался до темноты, Рита снова забирала его из отделения.
Однажды Матвей не вернулся вечером домой. Рита обратилась в милицию. Ей сообщили, что ребёнка снова задержали за бродяжничество, по истечении трёх часов его забрали в приют, т.к. не могли с ней связаться. Там ей ребёнка уже не отдали, до решения суда.
Суд вынес решение временно изъять ребёнка из семьи. На основании полученных данных, характеристики со школы, и систематических приводов в милицию за бродяжничество. Рите рекомендовали улучшить своё материальное положение, встать на путь исправления и собирать все необходимые документы если она хочет вернуть сына.
Её старшая дочь Софья знала о положении, в котором находится мать и брат, но предпочла не вмешиваться. Она была твёрдо уверенна, что в детском доме мальчику будет лучше, чем с такой матерью и тем более отцом...
Поддержите канал, ставьте 👍 Буду Благодарна за подписку ✔