Валерий Татаров
Голос краснодарской казачки Анны Нетребко менялся с годами. От лирико-колоратурного до лирико-драматического сопрано. С годами менялась и ее гражданская позиция. Из сочувствовавшей Донбассу и доверенного «лица Путина», своим пением открывшей Олимпиаду в Сочи, Анна превратилась в противницу «агрессии России на Украине» и в человека, «ничем не обязанного России». Нет, конечно, Россию Анна по прежнему любит. Но как бы издалека: « Я живу и плачу налоги в Австрии». «Я люблю свою родину, Россию, и ищу мира и единства только через свое искусство». Хотеть «мира и единства» Анне Нетребко будет трудно. Даже, если Метрополитен Опера и Баварская государственная опера разжалобятся и продолжат с певицей отношения, прерванные из-за отсутствия ее «выраженной антипутинской позиции» в связи с российской спецоперацией. Живя на Западе, о единстве и мире с Россией вряд ли Анне Нетребко дадут спеть. Да, и репертуар ей назначат такой, что русских классиков в нем не будет вовсе. Как же и, главное, что же теперь запоет своим покаянным лирико-драматического сопрано певица?...
Мне искренне жаль, что красивый и талантливый человек, когда-то на заре своей славы солировавший в хоре «Кубанская пионерия» при Дворце пионеров Краснодара, под давлением обстоятельств и, скорее всего, под нажимом работодателей из ведущих оперных театров Европы и Штатов, была вынуждена предать свою Родину.
Да-да, речь идет о предательстве.
Как бы вы не пытались смягчить формулировки, публичный поступок российской певицы с двойным гражданством вся мировая пресса подает сегодня, как «выбор принципиальной позиции» «против России и против ее лидера Путина».
И как бы не уверяла публику бывшая казачка Анна в своей аполитичности, ее поступок однозначно воспринимается западной публикой, как прозападный, а раскручивается глобальными политиками и СМИ в глазах своей аудитории, как «сокрушительный удар по имиджу агрессивной России». А как запели на все голоса украинские СМИ!… Просто «хор Зеленского» какой-то...
Характерно, что жизненная и гражданская драма Нетребко предлагается массовому обывателю западными СМИ в комплекте с новостью о пожертвовании еще одной «звезды», Леонардо Ди Каприо 10 млн. долларов на «нужды украинской армии». Предки актера жили когда-то в Одессе, сравнительно недалеко от краснодарских предков певицы. Я далек от мысли, что географическая широта или даже теплый климат как-то влияют на крепость человеческого духа и понижают порог чувствительности служителей муз к чужой боли. Но то, что исключительный комфорт и всемирная слава, именуемые в народе «медными трубами», нередко деформируют избалованного восторгами толпы и деньгами человека, - это совершенно точно.
В свое время, а было это зимой 2014, - Анна Нетребко была с визитом на Донбассе и жертвовала там миллион не долларов, а рублей разрушенному артиллерией ВСУ Донецкому театру «Донецк Опера» и фотографировалась с председателем парламента Новороссии Олегом Царёвым на фоне флага Новороссии. За что претерпела немало хулы и проклятий от австрийских властей и всей западной прессы. Помню, как гордились Анной донецкие и горловские подростки-школьники и студенты, приезжавшие по культурному обмену в Петербург, с которыми я встречался как телеведущий и автор сюжетов о Донбассе. "Наша смелая Аня" называли они певицу.
Признаюсь, я и сам гордился гражданским мужеством Анны Нетребко, имевшей уже тогда двойное гражданство. Ни на что не намекаю. Но лишь интуитивно чувствую, что в двойном и даже тройном гражданстве многих талантливых людей от искусства и медиа, видимо, заложено некое искушение, некое «дробление» человеческой истины на количество гражданств. Что-то иезуитски горбачевское: «вы правы, и вы правы».
Тут же вспоминается Священное Писание: «Не клянитесь вовсе, ни кем и ничем, но да будут слова ваши «да» - да, или «нет» - нет! А что сверх этого, то от лукавого»…
Речь идет о такой несложной, но едва уловимой вещи, как чувствование нами правды. Если хотите, голоса Бога. Или, если угодно, то - возможности пользоваться интуицией, которая даже по определению расчетливого Эйнштейна «есть священный дар, а Разум лишь ее слуга»...
В этом месте также уместно спросить себя, что же кардинального произошло с Анной Нетребко за эти последние 8 лет? И настолько кардинального, что она отреклась не только от фотографии на фоне флага Новороссии, но и от людей Донбасса, ею восхищавшихся и ею любимых?
Что произошло?
Что стало с гражданской позицией всемирно известной певуньи?
Ведь с тех пор, на протяжении всех этих восьми лет, ее приводили в пример и ею продолжали гордиться на Донбассе те же дети и подростки. А сам Донбасс и его дети все это время продолжали обстреливать те же украинские пушки и минометы?
Казалось бы, ответ очевиден: с Анной Нетребко произошла перемена мировоззрения, потому, что на Украине произошла спецоперация российской армии. Так ведь? А как иначе?
Но ведь, даже спецоперация, как мы все знаем, не прекратила обстрел Донбасса и его детей со стороны тех, чью сторону приняла певица, тщательно подумав целый месяц. Более того, обстрелы жилых кварталов Горловки, Луганска, Донецка со стороны тех, кого не только Анна Нетребко, не только Ди Каприо со Шварценеггером (кстати, тоже уроженцем Австрии), но и весь коллективный Запад посчитали «достойными поддержки», - эти обстрелы стали с начала спецоперации гораздо более ожесточенными. Но по чудовищному в своей сущности факту оказалось, что страдающими людьми Донбасса можно пренебречь ради условных страдающих людей Киева.
Я нисколько не утрирую. Все годы, предшествовавшие этой спецоперации Российской армии по защите людей Донбасса, никому из талантливых и известных людей Запада не приходило в голову выразить им сочувствие. Анна Нетребко в этом ряду была удивительным исключением.
Справедливости ради надо сказать, что не только западные «звезды», но даже и наши отечественные, из тех, кто сегодня, фыркнув на Родину, покинули ее в знак протеста против "войны", тоже не особо сокрушались о жертвах среди гражданского населения Донбасса и о сотнях детских похорон там…
Но все годы, последовавшие за киевским Майданом 2014 года, я с товарищами участвовал в судьбах тяжело раненных детей, а также молодых женщин Донбасса. Назову лишь самых известных из них — это Оксана Сердюк, лишившаяся ноги в результате минометного обстрела Енакиево, ставшая недавно «Мисс особая красавица Донбасса». Юляша Михайлова, оставшаяся без руки, ноги и части тела в результате прямого попадания снаряда в донецкий троллейбус и занявшаяся после лечения и реабилитации активной общественной деятельностью в Донецке.
Это через них мы узнавали о "небратьях" с Майдана и какими путями они шли в свою Европу...
Имена десятков раненных детей, стариков и молодых ополченцев, которым мы оказывали разную помощь — от медицинской до финансовой и реабилитационной, - хранятся в нашей редакции творческого объединения «Русский Север» и в наших сердцах.
Я хочу сказать, что столкнувшись однажды с чужой бедой и приняв ее как свою, человеку невозможно не видеть других бед и не попыться понять их причины.
Сотни и сотни раз, возвращаясь мысленно к условиям и причинам многотысячных жертв, понесенным на Донбассе, я прихожу к неизбежному выводу о бесчеловечности идей Майдана. О предательстве братства и добровольного отказа от милосердия к тем, кто не разделяет твоих убеждений.
Неслучайно знаковой фигурой тех майданных дней стала молодая поэтесса Настя Дмытрук. Помните ее стихи на русском языке? «...Никогда мы не будем братьями, ни по родине, ни по матери»?
Эти строки моментально превратились в подлинный гимн Евромайдана, призывавший малороссов стать украинцами и окончательно уйти на запад, забыть о былом совместном прошлом с Россией и русскими.
Сама Настя тогда проснулась подлинной «звездой». Ну, не такой, как Нетребко, и все же... Ее показывали все телеканалы мира. Ролик ее посмотрели миллионы людей… Девушка, как говорят в шоу-бизнесе, «попала в тренд». Был такой соцзаказ на «каинитство» - библейский образ брата, из ревности к Отцу убившего своего кровного родственника и попробовавшего с таким бременем на сердце построить новую счастливую жизнь.
Позвольте предположить, что в случае с упорным отказом коллективного Запада и заискивающего перед ним украинства замечать страдания и кровь Донбасса мы имеем дело с внутренним раздвоением совести человека под давлением заблуждения незрелой души, ложных истин или систематической лжи извне.
Как молодая поэтесса Настя Дмытрук, ищущая путей в жизни, так и зрелая оперная дива Анна Нетребко, - они обе оказались перед простым выбором — чтобы успокоить совесть, надо по примеру Каина заставить себя поверить, что Авель «сам напросился». «Он же сам виноват».
Вопрос остается все тем же. Кто в этом случае бог? Ради кого можно и нужно пойти на грех?
Как говорила мне одна бывшая украинская знакомая «Ради святой цели можно и соврать»...
И Настя, и Анна, как и многие творческие, рефлексирующие идеалисты, которым верит толпа поклонников, назначили «богом» Европу. Да-да, к ее ногам, ей одной — демократичной, благополучной и ухоженной Европе, они доверили и положили свои сокровенные мечты о мире и справедливости.
Анна Нетребко так оправдывает отказ от России: «Я люблю Россию, но я налоговый резидент Австрии». И далее уже не столь прозаично, но возвышенно: «Я ищу мира и единства только через свое искусство»
Но в этом мире нет Авеля. С ним по этой причине нет и единства. Надо просто вычеркнуть его из головы и из системы ценностей. Это важное условие в библейской истории. Авель лишний. К тому же есть подозрение, что Бог его любит больше. Ведь Бог принял его жертву, а каинову отверг.
В нашем случае с Настей и Анной жалость к Донбассу мешает им любить "божественную" Европу. Этот «ватник» Авель не стоит сожаления. Теперь, в новой жизни, но уже без него, богиня Европа будет любить одного его — Каина, только ее, Анну из старинного кубанского казачьего рода Нетребко. Безродные босяки с Донбасса не стоят жалости. Тем более, "я же им сочувствовала восемь лет назад". Хватит!
Это мечта и трагическое заблуждение любого фанатика, любого обольщенного ложными богами — для того, чтобы победило «добро», нужно, чтобы хорошие собрались вместе и просто убили всех плохих...
Конечно, вы можете счесть, эти параллели надуманными. Но во всякой войне, а тем более, в гражданской, необходимо искать причинно-следственные связи. Чтобы не озвереть и не потерять человеческое лицо, желая победы брата над братом…
Вообще, Библия — она ведь, почему «на все времена»? В ней, как ни в какой другой книге мира, прекрасно и доходчиво объясняются причинно-следственные связи поступка и последствия, греха и наказания, правды и силы.
Иначе невозможно понять, что именно приводит людей к фатальному для души и истины выбору. И наоборот, нельзя предвидеть события, не сверив их с Преданием всего человечества.
Невозможно объяснить, как одни и те же люди, выступающие за мир и гармонию, не видят ужасов и не замечают страданий, происходящих рядом.
Если человек и в самом деле «против войны», то он не может одновременно быть за «другую» войну. Не могут быть одни жертвы важнее других, если мы говорим не о фашистах, а о нормальных людях и их отношении к невинным гражданским. Ко всяким страдающим...
Я не знаю, что ждет в будущем «резидента Австрии», "любящего Россию", красивую молодую женщину Анну Нетребко, добившуюся всего в этой жизни своим талантом, но слегка забывшую свои девичьи песни в детском хоре «Кубанская пионерия». Да, и то правда - давно это было!.. Мало ли, о чем пелось и мечталось в детстве.
Даст Бог, ее лирико-драматического сопрано не подведет и не изменится в какое нибудь новое «сопрано»… Голоса ведь имеют свойство меняться с годами...
Но я знаю, как теперь, спустя восемь лет после Майдана живет украинка Настя Дмытрук, - эта все еще молодая, но уже опытная поэтесса… Анастасия сокрушительно разочаровалась в «обновленной» Украине. Особенно после того, как ее молодой возлюбленный позорно сбежал от призыва в украинскую армию. И куда? О, ужас! В ту самую «небратскую» Россию.
Когда Настя узнала об этом, ее настигла депрессия и разочарование. Она даже опубликовала написанное на русском (!) языке стихотворение «Маски сорваны, верить некому», жестко критикующее нынешнюю киевскую власть.
Неспокойно сегодня Насте на душе. И на Украине неспокойно. А теперь, когда война, и подавно. Поэтому живет она не у себя на Батькивщине, а перебралась на ПМЖ в сытую и благополучную Чехию. Где-то тут, по слухам, обитает ее новый бог… Тот самый, о котором мечталось на Майдане и ради которого украинская дивчина отказалась от своего русского брата — «по родине и по матери»...