122,3K подписчиков

Как работает мозг подростка: в чем секреты «трудного возраста» и как их использовать в воспитании? Рассказывает врач

16K прочитали
Еще недавно ребенок был милым и послушным, а теперь превратился в своенравную личность: все драматизирует, хамит, ведет себя безрассудно и не поддается контролю.

Еще недавно ребенок был милым и послушным, а теперь превратился в своенравную личность: все драматизирует, хамит, ведет себя безрассудно и не поддается контролю. Мы списываем все на гормоны, но что на самом деле происходит в голове ребенка и как можно направить эти процессы в мирное и продуктивное русло? Главный психиатр и психотерапевт нашей клиники Василий Шуров рассказывает о самых интересных и неочевидных особенностях нейробиологии подростков.

Максимализм и драматизм: дело не только в гормонах

Мы привыкли считать, что повышенная эмоциональность подростков связана с коктейлем половых гормонов, которые начинают вырабатываться в период 12-13 лет.

Но, как показали исследования еще в 2007 году, это не совсем так. Виной всему — гормон THP (аллопрегнанолон). Детям и взрослым этот гормон помогает справляться со стрессом. При повышенной психоэмоциональной нагрузке мозг делает выброс THP, и вещество стимулирует работу ГАМК-рецепторов, оказывая успокаивающий эффект на нервную систему.

Еще недавно ребенок был милым и послушным, а теперь превратился в своенравную личность: все драматизирует, хамит, ведет себя безрассудно и не поддается контролю.-2

А вот подросткам не повезло. В период пубертата в головном мозге работают дополнительные рецепторы, принимающие этот гормон. И, в отличие от ГАМК-рецепторов, они вызывают противоположный эффект — усиливают негативные эмоции. Особенно это касается тревоги.

Таким образом, механизмы, которые естественным образом помогают детям и взрослым успокаиваться, у подростков усугубляют психологическое состояние. Тревога усиливает тревогу. Грусть провоцирует еще большую грусть. И так со многими другими эмоциями и чувствами.

Из-за этого подростки кажутся такими неадекватными — им просто сложнее контролировать свой эмоциональный фон, ведь их собственный мозг играет против них.

Еще недавно ребенок был милым и послушным, а теперь превратился в своенравную личность: все драматизирует, хамит, ведет себя безрассудно и не поддается контролю.-3

Нетерпение и тяга к ярким ощущениям «здесь и сейчас»

Человек получает мотивацию и чувство удовлетворения при помощи дофамина и дофаминовой системы вознаграждения.

Дофамин — главный «гормон-активатор» нашего мозга. Он стимулирует двигательную, эмоциональную и когнитивную (умственную) активность.

Система вознаграждения, или внутреннего подкрепления — это совокупность структур мозга, в которых «рождаются» наша мотивация и удовольствие. Когда мы делаем что-то приятное и полезное для себя, мозг вырабатывает дофамин. Он дарит нам легкую эйфорию и приятные эмоции, чтобы мы запомнили, что для нас хорошо, и повторяли это.

У взрослых дофамин вырабатывается уже после того, как мы совершили действие. А вот в пубертатном возрасте дофаминовая система гораздо более активна.

Последние исследования показали, что у подростков дофамин вырабатывается еще при предвкушении действия, а их центр удовольствия более чувствителен. Это важно с эволюционной точки зрения — так мозг стимулирует подростка учиться и развиваться, пробовать и узнавать больше.

Но по этой же причине подростки гораздо более нетерпеливы и больше взрослых подвержены желанию получить сиюминутное удовольствие, невзирая на риски.

Еще недавно ребенок был милым и послушным, а теперь превратился в своенравную личность: все драматизирует, хамит, ведет себя безрассудно и не поддается контролю.-4

Склонность к рискованному поведению и неумение «думать наперед»

С одной стороны, мы видим у подростков тягу к ярким ощущениям и повышенную эмоциональность. С другой — неспособность предусмотреть последствия своих поступков:

О чем ты думал? Разве ты не понимал, чем это может обернуться?

Но подросткам действительно тяжело думать наперед. Они к этому не приспособлены.

Дело в том, что человеческий мозг развивается неравномерно — не весь сразу, а от задних областей к передним.

Так, к моменту пубертата у человека уже сформирована лимбическая система, которая отвечает в том числе за эмоциональную сферу. Поэтому бурный гормональный всплеск и особенности уже известного нам гормона ТНР делают подростка крайне эмоциональным.

А вот префронтальная кора в передних долях мозга созревает позже всего — они окончательно формируются лишь к 21-22 годам. И это именно тот отдел мозга, который отвечает за сложные когнитивные функции: долгосрочное планирование, принятие взвешенных решений, рациональное мышление, эмоциональный и поведенческий самоконтроль.

Белое и серое вещество

Ситуацию с недостатком рациональности у подростков усугубляет еще один фактор — баланс белого и серого веществ мозга.

Серое вещество — это нейроны, которые формируют разные крупные структуры мозга, в том числе кору полушарий. Именно с серым веществом связывают когнитивные (мыслительные) процессы, логическое мышление и интеллект.

Белое вещество — нервные волокна с веществом миелином, которое очень быстро передает электрические импульсы. Поэтому белое вещество отвечает за связь и сообщение между разными структурами мозга, которые состоят из серого вещества.

Так вот, в подростковом возрасте у людей снижается объем серого вещества и увеличивается объем белого. Так происходит, потому что серое вещество содержит множество нейронных связей с информацией. А мозг подростка активно развивается — и поэтому «отсекает» уже «устаревшие», ненужные ему связи, чтобы активнее создавать новые, более полезные на новом этапе жизни.

Так подросток становится более восприимчивым к новой информации и ощущениям, быстрее развивается, но при этом ведет себя менее сдержанно и логично.

Еще недавно ребенок был милым и послушным, а теперь превратился в своенравную личность: все драматизирует, хамит, ведет себя безрассудно и не поддается контролю.-5

Как все эти знания помогают в воспитании? Учимся пользоваться особенностями подросткового мозга — и учитывать их

Когда мы знаем, как именно работают эти механизмы, нам легче заниматься развитием подростка и выстраивать здоровые отношения с ним.

Давайте рассмотрим несколько советов, которые помогут нам в воспитании.

1. Принимаем и учимся понимать

Наш подросток — не «бестолковый». Изменения в мозге не «портят» его, не делают «глупым» — они помогают ему развиваться и становиться лучше. Просто процесс этот небыстрый и требует нашей поддержки.

Поэтому первое, что мы можем дать нашему ребенку, — это более спокойное и теплое отношение. Например, вместо того чтобы критиковать и отмахиваться, мы можем обсуждать происходящее, искать точки соприкосновения, пытаться понять подростка, его чувства и мотивы.

Нужно принять для себя, что ваш ребенок изменился. Он — отдельная развивающаяся личность, его не получится «законсервировать» в том состоянии, которое вам нравилось раньше. Так что придется налаживать общение с этой новой личностью. Критика и наказания не помогут вернуть «моего послушного мальчика/девочку».

Это важно. Если мы не будем этого делать — нам не добиться доверия и внимания ребенка, и все дальнейшие пункты не будут эффективными.

2. Помогаем с эмоциональной регуляцией

Мы знаем, что наш ребенок стал очень эмоциональным, чувствительным, его механизмы стрессоустойчивости работают плохо. Что мы можем с этим сделать?

Не обесценивать переживания. Ребенок должен знать, что его эмоции — это не что-то ненормальное и постыдное. Иначе он будет скрывать их от вас, «прятать» внутри себя и «взрываться» по пустякам, потому что эмоциям все равно нужен выход. Стоит избегать подобных фраз:

Не ной! Нашел, из-за чего переживать!
Не драматизируй, у тебя все хорошо!
Твои проблемы — это пустяк! Подрастешь — поймешь!
А вот у меня/у каких-то людей — настоящие проблемы, а ты тут со своими мелочами…

Подробнее о вреде обесценивания мы писали здесь.

Учить осознавать эмоции. То, что для вас — пустяк, для ребенка — личная трагедия, и его чувства реальны. Поэтому вместо осуждения и обесценивания лучше помочь ему с ними разобраться. Первый шаг к этому — научиться называть эмоции, проливать на них свет.

Я вижу, что тебе плохо, и сопереживаю тебе. Я хочу тебя понять и поддержать. Расскажи мне, что ты чувствуешь? Ты можешь не объяснять мне, почему именно ты переживаешь, но ты можешь рассказать, что у тебя на душе.
Еще недавно ребенок был милым и послушным, а теперь превратился в своенравную личность: все драматизирует, хамит, ведет себя безрассудно и не поддается контролю.-6

Учить анализировать эмоции. Если вы уже настроили с ребенком диалог, и он не боится рассказывать вам о своих чувствах, вы можете учить его анализу переживаний — это первый шаг к самоконтролю:

Как думаешь, почему ты чувствуешь именно это?

Вы также можете предложить ребенку вести дневник, а еще лучше — дневник эмоций.

Еще недавно ребенок был милым и послушным, а теперь превратился в своенравную личность: все драматизирует, хамит, ведет себя безрассудно и не поддается контролю.-7

Учить контролировать эмоции. Теперь ребенок знает, что дома он может поделиться переживаниями, высказаться. Но как быть с негативными эмоциями в ситуациях, когда их приходится скрывать, например, в школе, на занятиях, в общении с другими? Можете предложить ему несколько рабочих упражнений, например:

· Техника «Отложу на потом». Мы произносим эмоцию: «Я чувствую злость и обиду», – и говорим себе: «Да, я это чувствую и не стыжусь этого. Но сейчас мне это мешает, так что я вернусь к этим эмоциям позже, например, в 7 часов вечера, дома».

· Техника «Воспоминание об успехах». Мы говорим: «Я чувствую *это*», – и вспоминаем другие тяжелые ситуации, которые мы уже смогли пережить. А теперь говорим: «Я уже справлялся с трудностями, и теперь тоже справлюсь, это сделает меня еще более сильным».

· Техника «Пауза». Мы говорим: «Я *злюсь*, а значит — могу сделать ошибку. Мне нужна пауза. Я постараюсь ничего не говорить и не делать следующие 5-10 минут, мне нужно время». Во время «Паузы» я могу успокоиться, например, делать медленные глубокие вдохи и выдохи.

3. Дарить яркие предвкушения и эмоции

Мы знаем: подростка тянет к ярким ощущением, и «предвкушение» события для него так же ценно, как и само событие. А еще мы знаем, что эмоции для ребенка важнее, чем логические обоснования. И мы можем использовать это в своих целях. Например, если мы хотим, чтобы ребенок что-то сделал, нужно объяснять ему не общую пользу от этого поступка, а те приятные вещи, которые он получит от своего действия.

Что НЕ работает:

Если будешь прилежно учиться — сможешь поступить в хороший университет и получить высокооплачиваемую работу.
Если помоешь посуду и уберешь в своей комнате — дома будет чисто.

Что может сработать:

Если сдашь этот предмет на отлично/будешь убираться в комнате и помогать по дому, мы сходим *в приятное веселое место*, ты получишь от нас подарок, я отпущу тебя *куда давно хотел*.
Если сделаешь уроки пораньше, сможешь быстрее пойти гулять с друзьями или заняться любимым делом дома.
Если станешь отличником, учителя будут лучше к тебе относиться и «прощать» мелкие промашки, а одноклассники будут хотеть, чтобы у них тоже так было. А еще, когда будешь выходить к доске, не придется стыдиться и слушать подколки одноклассников/учителей. Ты будешь выглядеть уверенным и крутым.

Главная идея — давать ребенку предвкушение чего-то приятного и понимание, что конкретно он получит за свое действие в краткосрочной перспективе. Не взывайте к ребенку с позиции логики — ищите эмоциональные «крючки».

Одним из таких «крючков» может стать и любимое увлечение подростка. Источник: Яндекс-картинки
Одним из таких «крючков» может стать и любимое увлечение подростка. Источник: Яндекс-картинки

4. Развивать критическое мышление

Но и о развитии рациональности забывать тоже не стоит. У подростка очень пластичный мозг, и прямо сейчас он заточен на создание новых нейронных связей — это лучший момент, чтобы прививать ребенку критическое мышление. Ниже рассмотрим, как можно это делать.

Беседы о сложном. Вместе смотреть фильмы и сериалы, читать книги, беседовать о жизненных событиях и обсуждать персонажей, ситуации. «А что бы ты сделал на его месте?», «Как думаешь, почему у них так получилось?», «Как по-твоему, что нужно было сделать, чтобы дело не дошло до беды?». При этом не стоит навязывать ребенку свое мнение как «единственно правильное» — произносите меньше утвердительных предложений и больше вопросов. Помогите ребенку научиться думать самостоятельно, а не копировать ваш образ мышления.

Больше выбора. Старайтесь создавать ситуации, в которых ребенку приходится делать самостоятельный выбор. Например: куда пойти гулять, в какой кружок записаться, какие обои выбрать, как распорядиться собственным временем (пойти гулять, а потом делать уроки наспех, или сначала сделать дело, а потом гулять с чистой совестью). Разрешите ребенку допускать ошибки и нести за них ответственность — только так он поймет на собственном опыте, что для него лучше.

Больше личной ответственности. Давайте ребенку посильные, но «самостоятельные» задания и личные обязанности. Например:

· Распределите домашние дела. Дом — не только «мамин и папин», он общий. Вы можете сами «назначить» подростка ответственным за что-то или предложить ему выбрать задачи из списка. Вдруг ему интересно заниматься готовкой, а вы не знали?

· Посылайте в магазин не со списком продуктов, а с просьбой «Купить что-то на ужин». Пусть выбирает сам.

· Предложите ребенку помочь с вашим общим отпуском/путешествием — пусть сам найдет для вас выгодные по цене билеты или жилье, прикинет маршрут с интересными туристическими местами.

Подробнее о развитии самостоятельности у ребенка мы писали здесь.

А какой у вас опыт воспитания подростка? Что бы вы сами добавили в список наших рекомендаций, или убрали из него? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Другие статьи по теме:

Кризис подросткового возраста: стадии и цели. Зачем он нужен ребенку? Рассказывает психиатр

8 фраз, которые разрушают психику ребенка. Рассказывает детский психиатр

Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас.

И будьте здоровы!