Найти тему
Наташа Максимова

Почему русский народ так любит страдать?

Я всё чаще слышу фразу, от которой меня бросает в дрожь: «Мы, русские, — великий народ, мы выстоим, мы всё переживём». Россия и правда — великий и многострадальный народ. Но почему парадигма страданий возведена этим же народом в культ?

Страдание как очищение? Страдание как величина? Страдание как испытание? «Мы можем, мы пройдём все круги ада». Потому что мы — великие? Страдания собственные как возможность оправдать свои наносящие страдания действия по отношению к другим народам?

«Мы страдаем и вы пострадайте!»

А если определять величину народа по созидательным алгоритмам? Ну или хотя бы не по шкале успеваемости в игре на выживание. Удары судьбы, жизненные испытания делают нас сильнее — безусловно. Но делают ли они нас великими? Уверена — нет. Мы живем в 21 веке. Я не хочу чтобы мои близкие (предвкушаю, сейчас мне напомнят о невозможности материнства), те, что намного моложе меня — выживали. Не хочу, чтобы переживали эти страдания.

Разве каждый из нас не мечтает, чтобы сегодня было лучше, чем вчера. А сегодня намного-намного хуже. Хуже чем в моем детстве, когда я слышала утром, днём и вечером о «наращивании гонки вооружений». И вместо домашнего задания пыталась разгадать, что такое это за устрашающее слово «ракетаземлявоздух». Когда я, будучи шестилетним ребёнком, с замиранием сердца спрашивала маму: «Мама, скажи, ведь войны не будет!».

Я хочу чтобы величие каждого народа определялось выдающимися ученными, артистами, поэтами, музыкантами, а не военными стратегами, и уж тем более практиками.

Я не хочу выживать. Я хочу жить.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц