Год назад, когда я начал писать про Аркадия Каманина, один из первых комментариев был: Почему я называю его пионером-героем? Вопрос вроде бы резонный, ведь папа вручил сыну первый орден, когда тому уже минуло 15 лет, и из пионерского возраста он точно вышел. Но и я не сам это придумал, в какие-то списки пионеров-героев Аркадий точно входил. Вопрос потом мне задавали неоднократно и мне самому стало любопытно, как и почему он туда попал, и насколько уникален его случай. Познакомившись со списками пионеров поближе, я был очень сильно удивлен. Давно собирался написать об этом, но повода не было, теперь уже решил без повода.
Понятие «пионер-герой» несколько неопределенное, его можно разделить на несколько групп. Во-первых, в него входят удостоенные звания Героев Советского Союза. Во-вторых, лица, награжденные орденами и медалями. В-третьих, может быть ничем не награжденные, но совершившие подвиг, или незаурядный поступок, принимавшие участие в боевых действиях и т.д., в общем, проявившие себя достойно. Но, казалось бы, по определению все эти лица должны быть пионерами, или, по крайней мере, находится в соответствующем возрасте. Естественно, наибольшее внимание всегда привлекают Герои Советского Союза. Вот, что, например, пишет ТАСС в относительно свежей заметке от 10 октября 2019 г.
Звания Героя Советского Союза были удостоены шесть пионеров: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Шура Чекалин и Боря Цариков.
Заметку я взял совершенно случайную, подобных ей много, но ТАСС, между прочим, государственное(!) информационное(!) агентство федерального(!) уровня.
Возьмем первого человека из списка, Леню Голикова и смотрим его биографические сведения: родился 17 июня 1926 г. Хм, что такое? На начало войны ему уже исполнилось 15 лет, из пионерского возраста он точно вышел. В партизаны вступил (согласно наградным документам) в марте 1942 г. Первая награда – медаль «За отвагу». Представлен к ней 25 июля 1942 г, возраст его на тот момент 16 лет. Бой, правда, за которой его наградили, произошел 29 мая 1942 г., до шестнадцатилетия оставалось чуть меньше месяца. Орденом Красного Знамени награжден в ноябре 1942 г., погиб 24 января 1943 года, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Героем Леня Голиков, без сомнения, является, но вот пионером точно нет. Кстати, даже комсомольцем он не был, если верить наградному листу на медаль.
Марата Казея и Валю Котика пока временно пропустим, посмотрим на данные по Зине Портновой. Родилась она 20 февраля 1926 года, то есть на начало войны ей 15 лет и 5 месяцев, и она определенно старше пионерского возраста. В ряды подпольщиков вступила в 1942 году, скорее всего уже в возрасте 16 лет. Просто следуем каноническому описанию подвигов – активные диверсии организация «Юные мстители» проводит в 1943 г. – соответственно, Зинаиде Портновой на то время уже 17 лет. С августа 1943 г., после провала организации, она становится разведчицей в партизанском отряде. В декабре 1943 г. её схватили фашисты, 10 января 1944 г. расстреляли, до 18 лет ей оставалось немногим больше месяца. Зинаида Мартыновна Портнова – несомненно участник сопротивления и героиня, но пионеркой не являлась ни в один из дней войны. Звание Героя Советского Союза ей присвоено в 1958 г.
Шура Чекалин. Родился 25 марта 1925 г. – на начало войны ему 16 с лишним лет. Осенью 1941 г. вступил в партизаны, был схвачен в начале ноября 1941 г., 6 ноября прилюдно казнен на площади в городе Лихвин Тульской области. Звание Героя Советского Союза ему присвоено в феврале 1942 г.
Следующий «пионер» - Боря Цариков. Родился 31 октября 1925 года – к началу войны ему 15 лет и почти 8 месяцев. В декабре 1941 года вступает в партизаны, то есть когда ему явно исполнилось 16 лет. В мае-июле 1942 г. участвует в минировании железных дорог и воинских эшелонов в Белоруссии. Командование партизанской бригады 18 июля 1942 г. за успешные подрывы представляет его к ордену Красного знамени. Указ о награждении выходит только 7 октября, почти три месяца спустя – Борису Царикову уже почти 17 лет. В наградном листе, кстати, указано, что он беспартийный, даже не комсомолец. И фамилия у него стоит Царьков, а не Цариков, но на самом деле непонятно, как правильно, партизаны могли и напутать. В последующих документах он все-таки Цариков.
С февраля 1943 г. он в действующей армии, уже официальный военнослужащий, призванный военкоматом, аж Саратовской области. Где Саратов и где Белоруссия? Но тем не менее. 19 октября 1943 г. за форсирование Днепра его представляют к званию Героя Советского Союза. 30 октября, практически накануне его совершеннолетия, выходит Указ президиума Верховного Совета СССР о присвоении геройских званий за Днепр, среди награжденных, под номером 164 есть и Борис Цариков. Спустя 2 недели он гибнет в бою. Яркая и трагическая биография, но какое отношение Борис Андреевич Цариков имеет к детской коммунистической организации? Назвать его «пионером-героем» это… ну, на мой взгляд, граничит с оскорблением его памяти. Да, а почему про «пионеров» всегда пишут Боря, Шура, Зина? Что за фамильярность? «Шура» Чекалин всего на год младше Александра Матросова, но того «Сашей» как-то не принято называть. Да и «Молодая гвардия» Краснодона состояла из ровесников Голикова, Портновой, Чекалина, но их, почему-то не называют Олежка, Сережа, Люба, и в пионеры не записывают.
Раз уж речь зашла про уважение и глумление – попалась мне на глаза книжка из серии «пионеры-герои» для младшего школьного возраста, 1973 г. Раздел, посвящённый «Боре» Царикову, написан писателем Альбертом Лихановым. Впрочем, эта же повесть выходила и в 1980 г. в издательстве «Малыш» отдельной книжкой, и неоднократно позже. Вот как в ней показано получение «Борей» Цариковым первого ордена в Москве:
«– Цариков Борис Андреевич, – повторил Калинин, – награждается орденом Красного Знамени.
И Борька вскочил и сказал вдруг из зала по-военному: «Я!»
Все засмеялись, и Калинин засмеялся, а Борька, покраснев до макушки, стал пробираться по своему ряду к проходу.
Михаил Иванович протянул Борьке коробочку, пожал руку, как взрослому, и вдруг обнял и поцеловал трижды, по-русски, как целовал Борьку отец, уходя на войну, как целовал его до войны дед…
Борька хотел было идти уже, но Михаил Иванович задержал его за плечо и сказал, обращаясь к залу:
– Поглядите, каков партизан! Вот не зря говорят: мал золотник, да дорог. Взорвал наш Боря эшелон, 70 танков уничтожил!»
Краснеющему мальчику Борьке, которому жмут руку «как взрослому», на момент награждения идет уже восемнадцатый годочек. А ниже картиночка, как художник видит этого мальчика годом позже, при форсировании Днепра. Среди товарищей он выделяется хрупкой фигурочкой, и тем что без рубашечки.
Вряд ли писатель не догадывался, каков возраст его героя на самом деле. Но в своей повести он ловко избегает любых указаний на хронологию. Можно только восхититься, с каким мастерством он это делает. Называет исключительно Борькой, подчеркивает его малый рост, начинает повесть с детских игр, разговоры чаще всего о маме... А вот как его нашли разведчики после одной из передряг: «...уже считали его погибшим, как батальонный повар нашёл Борьку спящим под кустом. Его не стали будить, а так спящего и перенесли в землянку. А Борька сладко спал, и снился ему родной город». Что ж, можно позавидовать такой безупречной нервной системе, дающей способность «сладко спать» после форсирования Днепра и жестокой мясорубки. Стоит также восхитится силой товарищей, легко и непринужденно приносящих в землянку восемнадцатилетнего юношу, пусть и малого роста.
А в конце гибель героя описывает так: «Пуля достигла цели, и на дно окопа упал маленького роста солдат». А жанр этот называется: «Художественно-документальный рассказ», так он определен на обложке. Именно художественный и документальный, одновременно, через тире. Почему? Потому что марксистская диалектика – это единство и борьба противоположностей. И там же на обложке книги ниже стоит короткое уведомление:
«Пионеры-герои – советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, коллективизации, Великой Отечественной войны. Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина».
Но как пелось в марше «Веселых ребят», написанном в 1934 г.: «Когда страна быть прикажет героем, У нас героем становится любой». И пионером-героем можно стать в любом возрасте, какие проблемы. Нужно, значит нужно. Но чисто технически удобнее в пионеры все-таки назначать мертвых героев, во избежание ненужных недоразумений.
Продолжение следует.
Другие заметки на тему:
Легенда о Карацупе или честное документальное от журналиста Рябчикова
Самый молодой пилот второй мировой - список публикаций