Как животные переживают нашу суровую, колымскую зиму? Довольно многие виды в процессе эволюции приспособились переносить зиму, отключившись от повседневных забот о пропитании и других жизненных проблем – во сне или в спячке. Эти два термина – сон и спячка – обозначают разную степень замедления жизненных процессов в организме.
Вот медведь, – он зимой погружается в сон. Температура тела понижается незначительно, он ворочается во сне, его можно в любое время разбудить. А медведицы как раз сейчас, в феврале, в берлогах рожают крошечных медвежат, которые к выходу из берлоги в мае уже достаточно подрастут. Запасы жира, нагулянные с осени на ягодах и орехах кедрового стланика, поддерживают жизненные силы медведя всю зиму и сразу после выхода из берлоги, до появления первой зелени.
Другое дело – бурундук. Состояние его организма зимой уже трудно назвать сном, скорее, это анабиоз. Температура тела понижается почти до 0, дыхание замедляется до 1-3 вдохов-выдохов в минуту, жизненные процессы (метаболизм) замедляются почти в 100 раз. Состояние это зависит, в первую очередь, от температуры окружающей среды. При оттепели зверек может ненадолго пробуждаться, но затем вновь впадает в оцепенение. Бурундук относится к семейству беличьих.
В этом семействе еще 2 наших вида – арктический суслик, или евражка, и черношапочный сурок – впадают в зимнюю спячку с конца сентября-начала октября по май. В целом их состояние в спячке сходно с таковым у бурундука. А вот белка активна всю зиму, лишь в сильный мороз отсиживаясь в своем гайне на дереве.
Не впадают в спячку и мелкие мышевидные (полевки, мыши, лемминги), всю зиму прокладывая ходы под снегом в поисках пропитания. Активны всю зиму также и землеройки-бурозубки. Очень трудно представить, как они находят достаточное количество еды, ведь отсутствие пищи в течение 4-5 часов может погубить землеройку с ее невероятно бурным метаболизмом. Не засыпают также и пищухи, хотя исчезают с поверхности снега – переселяются в подснежные ходы и туннели, кормясь заготовленной летом душистой травой из своих стожков.
Если говорить о наших зимоспящих животных, то надо еще упомянуть летучих мышей. Считается, что они улетают и проводят зиму в пещерах Приморья и Хабаровского края. Вплотную изучением летучих мышей у нас никто не занимался, какая часть их улетает, а какая остается – еще предстоит выяснить. Пока же отдельные находки говорят, что некоторые представители рукокрылых остаются зимовать здесь. При этом найденные зимой зверьки были в состоянии глубокой спячки.
Ну и, конечно, наши земноводные – лягушка сибирская и углозуб сибирский. Лягушки на зиму зарываются в ил на дне непромерзающих озер и проток и там в состоянии анабиоза дожидаются весны.
Сотрудники лаборатории биоценологии ИБПС ДВО РАН сделали открытие мирового значения: сибирская лягушка может обходиться без кислорода (не дышать) целых полгода.
Поэтому в условиях крайне низкого содержания кислорода в воде промерзающих почти до дна водоемов эта лягушка (в отличие от других видов лягушек) успешно переживает зимний период.
Углозуб пошел еще дальше. Он может в полностью замороженном состоянии пролежать несколько десятков лет и после этого снова ожить. При этом перенесенные минусовые температуры могут составлять -35℃, а по некоторым данным – до -50℃.
Владимир Иванов, научный сотрудник заповедника «Магаданский»