Окраина Порт-Морсби, столицы Новой Гвинеи — одна из самых отвратительных выгребных ям в мире. Последние лет 12 город стабильно занимает 137 из 140 мест в рейтинге столиц по уровню жизни. Причем, одна из главных причин таких низких оценок — это разгул местной преступности. Особенно большую роль здесь играют молодежные банды городских папуасов, рэсколы. Они патрулируют свои районы с самодельным оружием, участвуют в охотах на ведьм и племенных воинах настоящих папуасов из джунглей — звучит как обыденная жизнь рейдеров постапокалипсиса.
Многие утверждают, что Порт-Морсби — это худший город на Земле и правят им молодежные банды. Это явное преувеличение, существуют места и похуже, вроде Дакки в Бангладеше или Кабула в Афганистане. Однако рэсколы, молодые бандиты из осевших в городах папуасов, действительно правят некоторыми из районов в гораздо большей степени, чем полиция или чиновники.
Трущобы Порт-Морсби (причем, не самый худший район города).
Во-первых, до среднего возраста все равно доживают немногие, так что других банд, кроме молодежных, особо и нет. Во-вторых, местные жители по-своему поддерживают рэсколов, потому что часто видят в них Робин-гудов, которые грабят богатых и «наказывают» коррумпированное правительство. На самом деле, эти бандиты чаще воруют не у богатых, а у жителей соседних районов и развлекаются, как правило, не раздачей денег бедным, а изнасилованиями и кражами со складов с гуманитарной помощью, которую присылает Австралия.
Впрочем, для жителей городского дна нет особой разницы: рэсколы во многом выполняют ту же роль, что для трущоб Японии когда-то выполняли якудза. Они налаживают на местах хоть какое-то подобие порядка и иерархии, которые успокаивают людей и создают иллюзию работающей системы. В конце концов, если здесь нет полиции, все твои соседи с утра до ночи валяются пьяными, а старые боги мертвы, то обращаться за помощью больше и не к кому.
Надо иметь стальные яйца, чтобы зайти в этот район, будучи белым, прийти к главарю местных бандитов и попросить сделать фотосессию с оружием в руках. Стивен Дюпон — австралийский фотограф, который сделал это. Причем, вся история его приключений в трущобах вышла еще более безумной и неожиданной.
Стивен Дюпон
В 2004 он со своим коллегой-фотографом приехал в Порт-Морсби в надежде на горячий материал. Возможность подвернулась сразу же: обоих австралийцев пригласила сопроводить ее в «деловой прогулке» некая «леди Куди», местная чиновница, ответственная за южные районы города.
Оказалось, что в эти дни здесь вспыхнула племенная война между горцами-папуасами из племени тари и полинезийскими земледельцами народа моту. Какой-то пьяный горец забил до смерти копьем жещину-моту. Ее сородичи устроили погромы в городе, громя дома и магазины тари и готовились начать резню, отправившись в горы. Леди Куди, очевидно, имела серьезную власть в своей вотчине, так что она смогла созвать совет вождей городского района Каугери. Вождям и местным шишкам удалось договориться и предотвратить настоящую бойню.
Среди местной знати оказался и некий Алан Омара, лидер местной банды рэсколов под названием Кипс Кабони, то есть «Дьяволы в шрамах» (которое у нас почему-то всегда переводят как «Красные Дьяволы»). Он вместе со своими братками защищал горцев от погромов на протяжении всего конфликта, чем вызвал неподдельное уважение и интерес Дюпона. Сам Алан тоже оценил смелость фотографа — прийти в его район белым, да еще и во время племенной войны, было настолько смело и глупо, что глава банды принял их как самых лучших гостей. Он привел Стивена в свою штаб-квартиру и разрешил фотографировать его бойцов с оружием в руках.
После такого приема Алан Омар и Стивен довольно неплохо общались. Все же Кипс Кабони, в отличие от многих местных банд, вызывали хоть какое-то сочувствие. «Рэсколы» — это исковерканное местным пиджином английское слово rascals, то есть «жулик», «хулиганье». Таким образом, рэсколы, в вольной интерпритации, — это своего рода просторечие, вроде «жульбанов» или «фулюганов».
Банда «Дьяволов в шрамах» соответствует изначальному значению слова и промышляет в основном рэкетом, мелочевкой и угоном машин. Иными словами, на фоне своих коллег они выглядят чуть ли не как местная интеллигенция. Среди рэсколов есть намного более отвратительные и беспринципные банды, вроде Dirty Dones 585, которые специализируются на похищениях, изнасилованиях и ограблениях женщин.
Сейчас Дюпон наладил с лидером Кипс Кабони некое подобие дружбы и сотрудничества. Он периодически приезжает в район Каугери и даже помогает местному муниципалитету, а местные рэсколы, в свою очередь, защищают его от посягательств других банд и помогают со съемками. Стивен спонсирует местную команду по регби «Бульдоги Каугери» и снимает документальный фильм о лиге регби в Порт-Морсби. С 2004 года уровень преступности и в этом районе, и в столице Папуа Новой Гвинее несколько снизился, так что у этой истории может быть более или менее счастливое продолжение.
Кроме Стивена Дюпона, криминальную жизнь Новой Гвинеи удалось раскрыть российскому журналисту Владу Сохину, который создал серию Crying Meri, посвященную охоте на ведьм и насилию (особенно над женщинами) в трущобах современной Новой Гвинеи. Но стоит предупредить: на фоне этого цикла история Дюпона выглядит приятной загородной прогулкой. Начинается все с невинных фото тех же рэскалов, но постепенно нарастает до настоящего ада каннибалов, после которого вы рискуете надолго попасть под самые неприятные впечатления.