Исход иностранных компаний, санкционные ограничения и разрыв традиционных логистических цепочек поставил под угрозу и многие отечественные производства. Несмотря на бравурные заявления политиков о готовности «импортозаместить» международных гигантов, сделать это сколько-нибудь оперативно у российских предпринимателей получается с трудом.
Почему так происходит в своём ставшем уже знаменитым на всю Россию монологе объяснил основатель блинных «Теремок» Михаил Гончаров.
«Чтобы работать как McDonald’s, нужно с нуля создать очень эффективный дискаунтер. Это важно понимать: McDonald’s — это дискаунтер, самая сложная бизнес-модель из всех существующих. Воссоздать в России эту историю за несколько лет нереально: у нас нет такого опыта, таких технологий и такого сильного бренда».
«Продай — куплю»
Есть у импортозамещения и другой сдерживающий фактор — зависимость от импортных комплектующих. Например, сооснователь российского бренда одежды 12Storeez Иван Хохлов вовсе не рад уходу Zara и H&M: «У нас производство базируется в России, но 80% себестоимости — импортные составляющие. Мы закупаем ткани и фурнитуру в долларах, а выручку получаем в рублях, и уже сейчас очень сильно просели в эффективности».
С проблемой дефицита импортных комплектующих столкнулось и большинство промпредприятий Вологодской области. Чтобы как-то облегчить предпринимателям жизнь, на портале электронной бизнес-кооперации создали специальный раздел «Импортозамещение», где одни предприятия могут разместить информацию о своих потребностях в комплектующих, а другие, возможно, им помочь.
Сейчас в списке почти 50 заказов от фанерно-мебельного комбината, литейно-механического завода, «Русского бисквита», тепличного комплекса, спичечной фабрики.
Теперь дело за малым — закрыть эти запросы предложением импортозамещающих производств. Но даже беглое знакомство с запросами наводит на мысль, что закрыть их будет очень непросто — речь идёт об очень технически сложных изделиях и микроэлектронике. Складывается впечатление, что те, кто размещал эти лоты, рассчитывал вовсе не на импортозамещение, а на то, что у кого-то из трейдеров на складе завалялось что-то нужное из нераспроданного...
«Северсталь» переходит на «самоопыление
Как всегда оригинальный пример выхода из ситуации с дефицитом запчастей демонстрирует «Северсталь». Сейчас здесь активно осваивают производство запасных частей для собственного оборудования на... новом промышленном 3D принтере.
Оборудование предназначено для производства из металлического порожка по технологии SLM облегченных топологически-оптимизированных деталей для агрегатов ЧерМК: форсунок, плунжеров, сопел и др.
«Некоторые детали, которые мы производим на нашем принтере, стали в 10 раз дешевле, чем покупка у иностранного поставщика, — утверждает директор по ремонтам дивизиона „Северсталь Российская сталь“ и ресурсных активов Сергей Добродей. — Кроме этого, технология 3D-печати позволяет воспроизвести идентичные технические характеристиками, а в некоторых случаях что-то добавить и улучшить».
Новая технология, по словам Добродея, позволила ремонтникам «Северстали» избавиться от большой цепи поставок, с длинными сроками доставки деталей.
В ближайших планах — замена иностранных деталей на линиях охлаждения металла ЧерМК 3D-продуктом собственного производства.
На «Северстали» отмечают, что возможности нового принтера позволяет череповецким металлургам регулировать свойства будущего изделия. С помощью выбора технологии печати, материала или сплава, а также конструкции детали.